Свойства текста

Форматирование

Под форматированием текста понимают задание его свойств (таких как размер, шрифт, выравнивание и т.д.).

Любой текст состоит из символов, символы складываются в слова, слова образуют предложения, предложения складываются в абзацы.

Примечание: заголовки, подписи, сноски и т.д., по своей структуре также являются абзацами.

Однако, принципиально, все вышеперечисленные элементы по своим свойствам делятся на две части: символы и абзацы.

Различить свойства символов и абзацев достаточно просто - те свойства, которые меняют форматирование всего абзаца относятся к абзацным, а те, которые не меняют свойств всего абзаца относятся к символьным.

К примеру: интерльяж (межстрочное расстояние) нельзя применить к отдельному слову (так, как рядом стоящие слова также изменят свой интерльяж) - то есть интерльяж это свойство абзаца, а вот гарнитуру не обязательно менять у всего абзаца, а можно поменять и у отдельных символов - то есть это свойство символов.

Изменяют свойства текста с помощью специальных команд форматирования, причем, как правило, свойства символов и свойства абзацев можно менять отдельно и независимо друг от друга.

К примеру: они разнесены по разным контекстным меню.

Свойства символов

Рисунок (шрифт) - общий вид для набора всех символов.

Примечание: физический носитель шрифта - файл, однако файл содержит не только образ рисунка символов, но и набор его стандартных размеров, а иногда, и основных начертаний. Таким образом, когда мы говорим о изменении шрифта, то говорим о том, что начинаем использовать другой файл.

Шрифты делятся на серифные (Serif) и безсерифные (SanSerif), моноширинные (Monospace) и пропорциональные (Proportional), декоративные (Decoration). Сериф - это засечки, завершающие основные штрихи шрифта, призванные повысить удобочитаемость текста. К моноширинным относятся шрифты у которых все символы имеют одинаковую ширину, а к пропорциональным, соответственно, те, у которорых ширина символа определяется шириной буквы. К декоративным - стилизированные под задачу (рукописный, старословянский, готический и т.д.).

Кегль - высота отпечатка символа. Как правило кегль измеряют в пунктах. В кегль также включают небольшие пробела сверху и снизу от буквы, для образования межстрочного интервала и размещения надстрочных и подстрочных символов.

Примечание: как правило, для скорости работы текстового редактора и повышения качества печати, образы шрифта изготавливают сразу для нескольких кеглей. Стандартный набор кеглей составляет: 8, 10, 12, 14, 18, 24, 36, 48, 60, 72 пт. Все остальные кегли образуются аппроксимацией близ лежащих кеглей.

Начертание - вид шрифта. То есть при изменении начертания общий вид шрифта сохраняется, но ему придаются характерные изменения.

Пример: как правило используют стандартный набор начертаний: нормальное (неизмененный шрифт), полужирное, курсивное (наклоненное), подчеркнутое, перечеркнутое, контурное (только контур символа), верхний индекс (несколько выше и мельче остальных символов), нижний индекс.

Примечание: на самом деле при изменении начертания часто меняется шрифт (то есть начинает использоваться другой файл), но для удобства использования начертание и шрифт разделяют на два различных свойства, хотя и то и другое позволяет менять внешний вид символов за счет изменения шрифтового файла.

Совокупность шрифтов одного рисунка во всех начертаниях и кеглях называют гарнитурой шрифта.

Ширина - физический размер символа. Изменение ширины происходит аппроксимацией необходимого кегля до необходимого размера в ширину.

Примечание: ширину, как правило, измеряют в процентах от данного кегля, то есть неизмененный кегль - это 100% и т.д.

Трекинг - изменение наружных (межсимвольных) расстояний (апрошей). Трекинг применяют для "растягивания" или "вжимания" необходимого количества текста в заданную площадь документа.

Кернинг - изменение размера апрошей между соседними символами для повышения красоты и удобочитаемости текста. Кернинг, в отличие от трекинга подразумевает отдельную работу с каждым символом: подбор ее местоположения в зависимости от гарнитуры шрифта, рисунка самого символа и соседних с ним и т.д.

Цвет символа - цвет видимой части символа (его рисунка).

Цвет подложки символа. Условно, любой символ состоит из его рисунка (видимой части), апрошей (наружных расстояний между символами) и площади символа не занятой рисунком. Вся не занятая рисунком площадь символа и апроши называют подложкой символа.

Примечание: при использовании свойств цвета символов и подложки важно соблюдать баланс цветов, определяемых специальными таблицами соответствия цвета. Если цвет подложки более темный, чем цвет символа, то такое соотношение цветов называют вывороткой.

Свойства абзаца

Интерльяж - расстояние между центрами межстрочных пробелов.

Примечание: фактически интерльяж определяет на каком расстоянии находятся строки друг от друга. Как правило интерльяж измеряют в пунктах, обычно кегль и интерльяж указывают вместе. Так, фраза "кегль 10/12" означает, что собственно кегль шрифта равен 10 пунктам, а интерльяж набора - 12 пунктам.

Выравнивание - расположение абзаца относительно краев страницы.

Пример: к основным типам выравнивания относятся выравнивание по левому краю (левый край абзаца идет по прямой линии, а правый произвольно), по правому краю, по центру и основное выравнивание (и левый и правый край абзаца идут по прямой линии).

Отступ первой строки - то есть абзацный отступ.

Примечание: отступ первой строки может быть не только вправо относительно текста, но и влево. Отступ влево удобно применять для выделения первых слов абзаца. Для англоязычных текстов отступ первой строки, как правило не применяется.

Отступы слева и справа - расстояние от края страницы (точнее от ее поля) до левой (и, соответственно, правой) границы абзаца.

Примечание: разной величиной отступов слева и справа часто различают функциональные абзацы текста.

Пример: "примечания" можно сдвинуть вправо относительно других абзацев.

Отступы сверху и снизу - определяют величину расстояния между соседними абзацами, соответственно, сверху и снизу.

Примечание: часто для увеличения расстояния между абзацами используют одну (или несколько) пустых строк, однако этот подход не грамотен, так как любая пустая строка воспринимается большинством текстовых редакторов, как отдельный абзац. Для русскоязычных текстов отступы сверху и снизу, как правило не применяется.

Примечание: при работе с большими текстами задание свойств символов и абзацев является довольно трудоемким процессом, поэтому для облегчения труда вводят еще одно, дополнительное свойство - стиль.

Стиль

Стиль – это совокупность свойств текста.

Различают два вида стилей: стиль абзаца и стиль символа.

Стиль символа - это совокупность всех значений свойств символа.

Стиль абзаца - это совокупность всех значений свойств абзаца и свойств символа.

Помимо чисто оформительской задачи, стили позволяют решить также задачу структуризации текста, для чего каждый из стилей ассоциируют с функциональным разделом или с функциональной частью документа.

Пример стилей: цитата, как стиль символов (курсивное начертание, 12 размер); заголовок статьи, как стиль абзаца (центральное выравнивание, 16 размер, жирное начертание); основной текст, как стиль абзаца (основное выравнивание, 12 размер).

Многие текстовые редакторы позволяют создать оглавление документа, которое строиться путем выборки из текста основного документа абзацев указанных стилей и помещением этих элементов с указанием номеров страниц, с которых они были взяты в новый раздел "Содержание". Соответственно, для создания адекватного тексту оглавления необходимо задать стили всем функциональным элементам документа и указать какие из них (какие стили) необходимо включать в оглавление.