Тезисы доклада на Международной конференции ИТО-98
Лебедев Виталий Викторович, Гимназия 45, 1998
В настоящий момент разделяют два основных метода освоения ИТ: получение навыков использования технологии на примере конкретной реализации с последующим обобщением знаний и изучение свойств и методов технологии с последующей отработкой знаний на конкретной реализации технологии. И при первом и при втором подходе зачастую остается за рамками то, что информационные технологии суть инструмент создания и обработки физических объектов, существующих независимо от ИТ. Отсутствие изучения физического объекта нередко приводит к нежелательным последствиям: учащийся ассоциирует с ИТ только его конкретную реализацию или не видит взаимосвязи между физическим объектом и средствами его обработки. Возникает необходимость добавления в курс ИТ тем, связанных с изучением объектов, предметом которых являются ИТ.
Далее предлагаются тезисы занятий по изучению ИТ "Текстовой редактор", в который интегрированы вопросы изучения физических объектов "текст" и "текстовой документ".
Текстовой редактор — средство для набора и оформления текстовых документов. Оформление документа включает в себя форматирование текста, вставку и форматирование внешних объектов.
Под форматированием текста понимают задание его параметров. Под форматированием внешних объектов понимают задание размера внешнего объекта, его расположения.
Текстовые редакторы различаются по возможностям форматирования текста и внешних объектов. Простейшие редактора позволяют осуществлять набор текста, но не позволяют его форматировать. Редакторы со средними возможностями позволяют осуществить набор текста и задание его основных параметров, таких как размер текста, его начертание и гарнитуру, абзацные отступы и выравнивание. Мощные редакторы представляют весь спектр возможностей по оформлению текстовых документов.
Принцип работы редакторов среднего класса и мощных редакторов похож на принцип работы систем программирования.
Оформляя документ, пользователь применяет к отдельным частям текста команды форматирования. Таким образом, текстовой документ содержит в себе
собственно текст и команды его форматирования.
При чтении текстового документа, редактор считывает текст и команды его форматирования, интерпретирует команды и выводит на экран отформатированный текст.
К основным видам структурных единиц текстового документа можно отнести: раздел, абзац и символьный структурный элемент. Под структурной единицей понимаем элемент текста, несущий вполне определенный функциональный смысл.
Любой документ состоит из разделов (минимум из одного), которые, в свою очередь, бьются на подразделы и так далее. Примеры разделов: часть, параграф, пункт.
Разделы разбиваются на абзацы. Абзацы несущие различную функциональную нагрузку, явояются различными абзацными структурными элементами. Примеры абзацных структурных элементов: основной текст, примечание, пример, цитата, заголовок раздела.
Символьным структурным элементоом назвают слово или выражение, несущее определенную функциональную нагрузку, но не являющуюся абзацем. Пример символьных структурных элементов: цитата, пример, определение.
Одинаковые структурные элементы оформляются одинаково. Для облегчения оформления и переоформления документа каждый структурный элемент ассоциируют со своим стилем.
Под форматированием текста понимают задание его параметров (таких как гарнитура, выравнивание и т.д.). Все элементы текста по своим свойствам делятся на символы и абзацы.
Свойства, которые меняют форматирование всего абзаца относятся к абзацным, остальные к символьным. Изменяют свойства текста с помощью специальных команд форматирования, причем свойства символов и свойства абзацев можно менять независимо друг от друга.
К основным свойствам символов относятся: рисунок, кегль, начертание, ширина, трекинг, кернинг, цвет символа, цвет подложки символа.
К основным свойствам абзаца относятся: интерлиньяж, выравнивание, отступ первой строки, отступ слева, отступ справа, отступ снизу, отступ сверху.
Примечание: при работе с большими текстами задание свойств символов и абзацев является довольно трудоемким процессом, поэтому для облегчения труда вводят еще одно, дополнительное свойство — стиль, как совокупность других свойств текста.