Критераиальное оценивание проекта по ИТ

Тезисы доклада на конференции ИТО-2003

Лебедев Виталий Викторович,2003

Как известно, немаловажную роль в обучении играет система оценивания как стимулирующий и корректирующий фактор достижений учащихся. В практике отдельных учителей и ряда образовательных учреждений встречается так называемое критериальное оценивание.

Суть такого оценивания в том, что оценка разбивается на составляющие (критерии), которые отражают ортогональные достижения учащихся. К примеру, успешность учащегося по математике складывается из знания отдельных математических конструкций (арифметических и алгебраических правил, теорем и так далее), умений связывать данные конструкции (то есть, из базисных конструкций выстраивать более сложные), умения грамотно оформлять (представлять) результаты своей работы и умений использовать для представления работы профессиональный язык и дополнительные элементы (таблицы, чертежи, графики и так далее). Оценивая отдельную работу преподаватель обращает внимание учащегося на успешность в той или иной составляющей, из совокупности которых выставляется итоговая отметка. Таким образом, отметка становится более "прозрачной" и учащийся понимает, каким аспектам своей деятельности необходимо уделить большее внимание.

Фактически, критерии оценки по предмету являются предметными образовательными целями, которые при переводе на язык характеристик ученика дают портрет идеально обученного человека.

К сожалению, только названий критериев далеко недостаточно для того, чтобы учащийся и учитель смогли качественно корректировать процесс обучения, поэтому критерии расшифровывают так называемыми рубриками, в которых (для каждой конкретной работы) дается четкое представление о том, как в идеале должен выглядеть результат выполнения учебного задания.

При грамотной рубрикации учащийся может самостоятельно оценить качество своей работы, что, в свою очередь, стимулирует его для достижения более высокого результата.

В на кафедре ИВТ Гимназии 45 несколько лет назад были определены следующие критерии оценки работ учащихся: репродукция (учащийся должен воспроизводить преподаваемую информацию и осознано повторять основные действия с ИТ), самообразование (самостоятельное освоение учащимся ряда материалов по изучаемой теме), презентация (умения выбирать средства и проводить представление результатов своей деятельности) и технология (умение грамотно строить свою работу по достижению результата).

В 2002/03 учебном году в нашей гимназии проводился междисциплинарный проект "Исследование по биологии". Подобного рода проект был представлен на ИТО 2001 (ИТ в образовании. Сборник трудов. Часть III. Стр. 69. Лебедев, Романов. Междисциплинарный проект "Человек и государство в древности".) В рамках проекта учащиеся проводили исследование по одной из тем, предложенных учителем биологии, после чего оформляли результаты своей работы в виде печатного документа и web-странички. Однако, в отличие от подобных проектов предыдущих лет учащимся было предложено выходить на защиту своей работы уже с самостоятельно заполненным оценочным листом.

Результат был почти поразительным: во-первых, степень расхождения оценки учителя и самооценки ученика была минимальной; и во-вторых, существенно повысился средний уровень работ (относительно подобных проектов прошлых лет). Есть предположение, что повышение качества работ связано именно с процессом предварительного самооценивания: когда учащийся заполнял лист самооценивания (перед тем, как сдать работу), он, волей-неволей, обращал большее внимание на требования к работе и имел возможность устранить ее недостатки.

На этапе оценивания учащиеся отмечают выполненые условия и суммируют баллы отмеченых пунктов, в результате чего получается отметка по данному критерию.

В нашей гимназии используется 7-ми бальная оценочная шкала и разрешено выставление отдельных отметок по каждому критерию. В тех школах, где используется стандартная оценочная система для выставления итоговой отметки возможна нормировка сумарного балла по всем критериям. При этом колличество критериев и рубрик в них может быть произвольным.

Полный вариант критериев, а также формулировку задания вышеописанного проекта можно посмотреть на сайте Гимназии № 45 в разделе «Задания» (2002/03 уч. г.) (Задание на проект, Оценочный лист проекта, Оценочный лист работы).

© В. Лебедев, 2003