Повышение мотивации учащихся в изучении информатики посредствам внеурочной деятельности

В.В. Лебедев, 1999

Одна из существенных проблем, с которой сталкиваются преподаватели, пожалуй, всех предметов - это отсутсутствие должного интереса к изучению предмета: получению знаний и развитию навыков. Информация, даваемая на уроках, не получая должной обработки в сознании ребенка, так и остается информацией, которая не трансформируется в знания; а навыки, которые учитель пытается формировать непосредственно на уроках, как правило остаются всего-лишь заученной инструкцией, что также не способствует образованию. Эта ситуация возможна даже в том случае, когда учитель способен заинтересовать учащихся, и полученная учениками информация толкает их к дальнейшему исследованию и осмыслению темы, однако механизм качественного развития навыка использования и применения полученных знаний и здесь остается не реализован. Для получения же навыков самостоятельно, как правило, у ребенка не хватает сознательности и внутренней дисциплины (хотя и в меньшей степени в старшем звене школы).

Отсутствие должного интереса к предмету объясняются традиционно сложившимися в нашей стране отношениями между учеником и учителем и их ролями на уроке. Рассмотрим их роли более подробно. Это несложно сделать, если ответить на вопрос: зачем тот и другой приходят на урок?

Учитель - затем чтобы научить ребенка, то есть постараться сделать так, что бы знания и умения его самого, каким либо образом передались ученику. То есть, фактически передать ему свой опыт в данной области. Ситуация почти тупиковая, так как давно доказано, что опыт передать невозможно, возможно его только получить самостоятельно.

Ученик - ...? Вряд ли он способен адекватно ответить на это вопрос. Наверное, если бы у него была возможность, то он бы и не приходил. Ученики объясняют свое нежеление идти на урок очень просто: нужно выполнять задания, готовиться к уроку - производить над собой усилие. А почему? Потому что нужно все это, как выясняется, не ученику, а учителю. Была бы воля ученика, он бы этого с удовольствие не делал.

Таким образом получается, что ученик приходит на урок в роли исполнителя, а учитель заказчика. Учитель выдает задание и требует его выполнения, а ученик исполняет его.

Теперь давайте попробуем представить себе ситуацию, когда ученик и учитель поменялись ролями. Класс приходит на урок с одним единственным желанием узнать и научиться от учителя как можно большему. И на вопрос учителя: "Чем бы Вы хотели заняться на этом уроке?", взлетает лес рук и то из одного угла класса, то из другого слышиться: "Расскажите об этом, научите тому-то". Ситуация кажется нереальной, однако вопрос состоит только в том, что нужно сделать, чтобы ученик оказался в роли заказчика (а учитель автоматически - исполнителя заказа).

Давайте попробуем найти причины, по которым у ребенка смогла бы формироваться потребюность в приобретении новых знаний. Здесь уместно рассмотреть процесс естественного образования маленьких детей. Ребенок интересуется окружающим его миром (естественная потребность ребенка), у него возникают вопрос, он идет к взрослому и получает на них ответы; он видит как взрослый выполняет какое-либо действие (открывает кран с водой), ребенок самостоятельно пытается проделать тоже самое до тех пор, пока у него не получиться. Вот таким образом и происходит первичное образование ребенка: получение знаний и навыков. Потребность в получении новых знаний заложена в маленьких детях природой. К среднему звену школы эта потребность пропадает, так как ребеной уже переполнен информацией.

Здесь возможно использование других естественных для данного возраста потребностей ребенка: потребность в коммуникациях, в самовыражении и самореализации, потребность в новых видах деятельности, в играх. Наиболее полно эти потребности можно реализовать посредствам внеурочной деятельности. Эта деятельность с успехом может учитывать возрастные особенности ребят и намного более свободна в выборе средств и методик, нежели учебная деятельность.

Рассмотрим механизм взаимодействия урочной и неурочной форм деятельности, в котором каждой из них отведена своя, сугубо индивидуальная роль. Для внеурочной деятельности - формирование потребности в приобретении новых знаний и умений (а через них и навыков), а для урочной - удовлетворение этой потребности.

Для простоты рассмотрения выберем один из наиболее динамичных и обширных предметов - Информационные технологии. (Однако, вышеизложенная модель справедлива практически для любого предмета.)

Для начала рассмотрим основные модули входящие в состав курса информатики и информационных технологий:

Алгоритмика и моделирование - направленые на развитие мышления, формирование навыков формализации, структуризации как деятельности вообще, так и отдельной задачи в частности.

Информатика, как наука об информации - изучение структуры и видов информации, посредствам чего формируются: общее представление об информации и информационных потоках, умения по отбору и обработке информатике.

Информационные технологии - развивающие навыки выбора адекватных средств для выполнения конкретных задач, дающие представления об основных направлениях производственной деятельности связанной с компьютером.

Не следует также выпускать из внимания вспомогательные модули, (зависящие, как правило от базового курса и программы конкретного учебного заведения), такие как машинопись, изучение различных ОС, изучение устройства и основных принципов построения компьютеров и др., которые хотя и не дают фундаментальных знаний, но позволяют получить знания и развить навыки, востребованные современной жизнью.

Отталкиваясь от вышеперечисленных модулей можно проектировать систему кружков, факультативов, малых производственных объединений - то есть внеурочной деятельности.

Приведем несколько примеров того, каким образом каждый конкретный вид внеурочной деятельности способен повысить мотивацию в изучении предмета непосредственно.

Кружок "Школьная картотека", или же, если быть более точным "Школьная база данных". Начиная работать над заполнением или проектированием базы ученики естественным образом сталкиваются с проблеммой отсуствия знаний о структуре информации. К кому они идут с возникшими вопросами? Естественно к учителю! Если число таких ребят достаточно велико, то формируется общественный интерес к данной теме.

Малое производственное объединение "Издательская деятельность". Здесь целый спектр знаний и умений, которые потребуются ученикам, это и информационные технологии, и машинопись, и знание операционных систем, и моделирование и так далее. Деятельность по изданию газеты или производству песенников, изготовление брошюры рефератов и сборника стихов априорна интересна и не требует на первичном этапе владением всеми вышеперечисленными знаниями и умениями, потребность в них возникает в процессе работы.

Единственная задача, которая остается перед решившими попробовать подобный подход к организации изучения нашего предмета состоит в том, чтобы грамотно спроектировать внеурочную деятельность по предмету, так, чтобы охватить максимальное число учащихся. Когда такая система более или менее налажено можно применить нехитрую методику по формированию общественного интереса учащихся и их запроса на получения знаний к учителю. Разделить учащихся на несколько малых групп (по 7-12 человек) и предложить им, например в качестве домашнего задания, сформулировать список тем, которые учитель должен будет рассказать на уроке. Помимо всего прочего работа в малой группе позволит поделиться ученикам между собой, как полученным во внеурочной деятельности образованием, и возникшим интересом к той или иной теме.

Проектирование внеурочной деятельности по другим предметам, (а в конечном итоге по всем предметам в совокупности), строится по такому же алгоритму: разбиение предмета на модули, подбор адекватных форм внеурочной деятельности, направленный на повышение интереса ребят по конкретным темам, построение урока в форме. которая позволила бы ученикам формировать учителю свой запрос на образование.

Естественно, в данной статье изложен только самый общий подход к проблеме повышения мотивации учащихся. Поноценная реализаци подхода требует детальной разработки методик всех видов внеурочной деятельности, охваченных данным подходом, и методики непосредственно предмета, на котором ученики выступают в роли заказчика на образование, а учитель в роли исполнителя заказа.