Формирование понятий "Технология" и "Инструментарий"
в школьном курсе Информационных технологий

Тезисы доклада

В.В. Лебедев, г. Москва, 2004

Введение

Скорость развития компьютерной техники и программного обеспечения ставит предмет "Информационные технологии" в особое положение. Одной из его важнейших задач становится формирование навыков адаптации полученных знаний к новым обстоятельствам. Важно не просто научить ребенка работать с конкретными программами, а осваивать новые; без усилий переходить с платформы на платформу.

В рамках этих задач ключевыми понятиями курса Информационных технологий становятся такие, как "Технология" и "Инструмент", как то общее, которое не меняется с течением времени.

"Технология" – как абстрактный метод решения конкретных задач и "Инструмент" – как необходимое и достаточное средство для решения задач.

Понятие "Технология"

Одной из методик формирования понятия "Технология" может стать проектная деятельность. В рамках выполняемых учениками проектов важно вычленять технологические этапы и контролировать их выполнение, показывать общность технологий для решения совершенно разнотипных задач.

Пример

Определим в качестве технологических этапов следующие1: подготовка к выполнению, выполнение, анализ, представление.

Теперь попробуем решить две различные задачи: построение авторасчетной таблицы и создание текстового документа.

Авторасчетная таблица

В этап "Подготовка" входят: анализ задания, сбор необходимых данных, разработка математической модели, разработка эскиза внешнего вида таблицы.

В "Выполнение" – собственно, изготовление таблицы на компьютере.

В "Анализ" – сравнение полученного результата с заданием.

В "Представление" – подготовка устной и технической презентаций работы.

Текстовый документ

"Подготовка" – анализ задания, анализ (или разработка) структуры текстового документа, разработка стилей, определение параметров печатного макета.

"Выполнение" – набор и стилизация текста, интеграция графики, макетирование.

"Анализ" – сравнение полученного результата с заданием.

"Представление" – подготовка устной и технической презентаций работы.

Этап "Подготовка" может контролироваться через изготовление учащимися документа "Технический проект", в который, помимо перечисленных для каждой конкретной задачи пунктов также могут входить "Календарный план" и " Выбор программного обеспечения".

Этап "Анализ" может быть представлен учащимися, как письменная оценка своей работы, как по критериям (заданным преподавателем), так и в свободной форме.

Несмотря на то, что в разных заданиях на одном и том же этапе решаются разные задачи, тем не менее, учащийся должен четко представлять на каком этапе он в данный момент находится, в противном случае есть опасность потратить время, так и не добившись понимания, что такое "Технология".

Как известно, на проектные методы работы тратиться больше времени, нежели на изучение программ и решения с их помощью задач, и выбор конкретной методики преподавания в данном случае зависит от целей, которые ставит перед собой преподаватель.

Понятие "Инструмент"

Формирование понятия "Инструмент" в условиях неспециализированных школ достаточно затруднено из-за малого количества часов.

При формировании понятия "Инструмент" необходимо добиться понимания того, что одну и ту же задачу можно решить используя разные программы, научить сравнивать программы между собой и подбирать для решения задачи наиболее оптимальную.

Наиболее простой путь достижения поставленных учебных целей заключается в решении одной и той же задачи в разных программах и последующем анализе данных программ, однако настоящая методика чересчур временноемкая.

Можно предложить другой путь.

В среднем звене происходит пропедевтика понятия "Инструмент", когда разные задачи в рамках одной и той же информационной технологии, решаются с помощью разных программ, причем сложность задач должна коррелировать с возможностями программы.

Пример

Для набора неформатированного текста используется "Nootpad", для форматированного, но не стилизованного текста – "WordPad"; для стилизованного текста – "MS Word".

В старшем звене, прежде, чем приступить к выполнению задания, учащийся должен дать обзор программ данной информационной технологии, сделать сравнительную характеристику некольких программ и мотивировать свой выбор.

При использовании метода проектов, в технологический цикл добавляется еще один этап – "Исследование задачи", в рамках которого необходимо выбрать одну или несколько (по необходимости) программ (инструментов), таким образом, что они были минимальны по своим возможностям, но достаточны для решения поставленной задачи.

Заключение

Учащийся, свободно ориентирующийся на рынке программного обеспечения, умеющий сравнивать и выбирать необходимое для себя ПО, владеющий технологиями обработки текста (а не Word-ом), создания авторасчетных документов (а не Excel-м) и так далее, без трудностей сможет освоить новую операционную систему и только-что вышедшую программу. А это значит, что через 3-7 лет, когда он устроиться на работу и Office 2000 и Windows XP безнадежно устареют, он будет вполне современно-образованым в ИТ человеком. А не это ли является целью его обучения?


1 В примере приведен неполный список этапов технологического цикла.

© В. Лебедев, 2004