Проектная деятельность на уроках „Информационных технологий”

В.В. Лебедев, Т.Ж. Хусаинов, 1997

Проектная деятельность учащихся — одна из важнейших составляющих образовательного процесса.

Посредствам проектной деятельности формируются знания и навыки о структуре задачи, этапах ее выполнения; осваиваются основные элементы технологических цепочек. Проектная деятельность, как элемент учебного процесса оказыввается очень эффективной предоставляет учащемуся максимум свобод в реализации задачи, что повышает у ребят интерес к решению задачи и способствует творческому развитию личности.

Предмет „Информационные Технологии” один из немногих, где проектная деятельность может стать основной формой обучение.

На уроках по „Информационным технологиям” проектная деятельность помимо всего прочего решает еще одну важную проблему. В результате выполнения проекта у ребят автоматически формируется отношение к компьютеру (и программам), как к исполнителю, то есть инструменту с помощью которого можно решить поставленную задачу.

Если в практике работы учащихся еще не было проектной деятельности, в частности с применением информационных технологий, то лучше один или несколько проектов изготовить совместно с детьми, разбирая и реализовывая каждый из этапов решения задачи.

Мы предлагаем Вашему вниманию одну из задач, выполнение которой может быть реализовано в виде проекта.

Данная задача расчитана на 4 занятия в 9 классе и приходится на тему „Электронные таблицы”. Задача достаточно сложная, поэтому не стоит давать ее ребятам, которые не привыкли заниматься проектной деятельность.

Это итоговая задача по теме, она аппелирует ко всем знаниям и умениям, которые ребята получили по данной теме. Также интересна она тем, что использует досточно сложный математический аппарат. Использование математического аппарата позваляет ребятам интегрировать свои знания математики и информационных технологий.

Задание предлагается в игровой (точнее ролевой) форме, что повышает интерес учащихся в ее решении.

Перед тем, как приступить к проектной деятельности читается лекция о математических понятиях, которые не предусмотрены уроками математики, но необходимы для решения задачи, таких как: разброс массива чисел, случайных числах с заданным средним значение и разбросом и новых функциях электронной таблицы, необходимых для выполнения задания.

Задача была опробирована в течение 3 лет в Гимназии № 45 г. Москвы и показала следующие результаты: примерно 40% учащихся полностью справляются с написанием проекта и реализацие задачи, около 30%, испытывает трудности с интеграцией в информационные технологии знаний, полученных на математике и около 30% не используют на полную мощьность оформилельский и математический аппарат электронной таблицы.

Проектная деятельность позволяет учителю осуществлять более индивидуальный подход к ребенку. Наиболее сильные ученики способны самостоятельно разработать математическую модель и им помощь не требуется. А наиболее слабым необходима помощь даже в написании алгоритма выполнения задачи. Данная задача многоуровневая, то есть в ней много элементов которые можно не использовать, к примеру слабым ученикам можно разрешить не учитывать разброс параметра, как критерий оценки (а наиболее слабым, вообще отказаться от расчета разброса).

Перед тем, как приступать к выполнению, ребята должны защитить проект у преподавателя, так как скорость выполнения у всех разная, то защиту можно проводить в индивидуальном порядке прямо на уроке. Если на это все же не хватает времени, то можно дать задание по написанию проекта на дом.

Начиная работу над задачей, ребятам дают ролевую установку, что они сотрудники экспертного отдела по расследованию преступлений. Отделом была задержана машина с помидорами, известно, что они были украдены. Им вручают описание ситуации и дают задание провести экспертную оценку сравнительных характеристик помидоров с целью определения базы, с которой эти помидоры были украдены. Отчет по экспертной оценке должен быть представлен в виде документа.

После этого начинается работа над проектом: ребята анализируют исходные данные и требуют от преподавателя диаметры „украденных” помидоров. Здесь идет небольшая теоретическая врезка об использовании датчика случайных чисел в задачах статистического характера.

После этого ребята определяют исполнителя и формулируют под него задачу. Разрабытавают алгоритм решения задачи и ее математическую модель, рисуют эских документа, который они собираются получить.

После того, как алгоритм, матмодель и эскиз представлены преподавателю ребенок получает допуск до реализации на комьютере.

После того, как все изготовленные документы сданы преподавателю происходит обсуждение соответствия полученного результата с пославленной целью, или самоанализ результата.

При анализе важно обратить внимание ребят на то, что их документ будут читать другие люди („заказчики”), поэтому он должен быть максимально стрктурирован и понятен (грамотно оформлен).

Далее мы представляем полный вариан этой задачи с примером ее выполнения. Это своеобразный „идеальный вариант”, который может помочь преподавателю, решившемуся попробовать эту задачу.

Примечание: Математическая модель, используемая в данной задаче не совсем точна, так как в качестве параметра по которому судится о конечном результате должно стоять средне-квадратичное отклонение, а не математическое ожидание. Однако понятие „разброс” более понятно ребятам, чем „математическое ожидание”, и тем более „средне-квадратичное отклонение”, к тому же при малой выборке результат получается практически одинаковым, поэтому мы остановились именно на „матожидании” (называя его средним разбросом), чтобы не загружать головы ребят излишней информацией.

Пример выполнения проекта