Забавная математика

(о работе учащихся 5-х классов по математике и информатике)

В.В. Лебедев, Т.Ж. Хусаинов, 1997

Одна из серьезных проблем, с которой сталкиваются ученики пожалуй всех школ - это неспособность применять полученные знания в реальной жизни. Корень данной проблемы кроется в разобщенности учебных предметов между собой и отсутствии творческого подхода в решении каких-либо учебных задач, то есть учебные требования таковы, что ребенку достаточно репродуцировать информацию, полученную на уроке, и вовсе необязательно (а иногда и нежелательно) внести в выполнения задания что-то свое.

Разрешить данную проблему попробовали в Гимназии № 45, для чего преподавателями математики и информатики был осуществлен совместный проект "Забавная математика".

В рамках проекта ребятам 5-х классов предлагалось придумать интересную задачу или математическую сказку, набрать ее в текстовом редакторе, нарисовать иллюстрацию в графическом редакторе и оформить свою работу в качестве странички для последующей брошюровки сборника новых математических задач для 3-5 классов.

Нетрудно увидеть, что подобная межпредметная работа выводит сознание детей на совершенно иной уровень. Во-первых, оформление таких привычных задач по математике, которые ребята решали уже с первого класса, оказывается, можно производить быстрее и качественнее при помощи компьютера.

Во-вторых, ребята перестают воспринимать компьютер как объект изучения ("вещь в себе"), а начинают относится к нему, как удобному инструменту для выполнения своих работ.

И, в-третьих, реализуется естественная потребность ребенка в творчестве, и не где-нибудь, а именно на уроке, что, в свою очередь, оказывается полезным не только для данных предметов, а для всех школьных предметов, потому что меняется в положительную сторону отношение учеников к самому уроку.

Интересно отметить, что при таком большом количестве плюсов подобного вида деятельности для учеников, учителя решают и свои, чисто предметные задачи: на математике ребята учатся формулировать и записывать задачи, причем тема для задач выбирается самая, что ни на есть реальная - та, которую они изучали ранее или изучают в данный момент. А на уроках информатике осваиваются такие информационные технологии, как текстовой и графический редакторы, учатся грамотно оформлять документ.

Математическая сказка помогает ребенку самостоятельно структурировать знания, полученные на уроках, при этом придав им романтичную окраску, помогает учителю понять, насколько глубоко ребенок осознал то или иное математическое правило или определение.

Решение задач в средней школе обычно вызывает затруднение. Ученики не внимательно читают задачу и плохо применяют свои знания для ее решения. Составление собственной задачи помогает учащимся чувствовать себя более уверенно при решении сложных задач.

Но самая главная составляющая этого проекта, это, конечно, ТВОРЧЕСТВО. Творчество, которое провоцирует ребят к раскрытию своих внутренних талантов, творчество, которое дает толчок к их самостоятельному обучению. Творчество, которое помогает ребенку взглянуть другими глазами на школьные предметы. Творчество, которое лежит в основе всего гениального, что создано Человечеством.