"Остров Сокровищ" и школа

В. Лебедев, 2000

Несмотря на то, что цель умышленно созданной детской организации и школы одна - это образование, практика показывает, что и первый и второй институты, в большинстве своем, отходят от нее. Это обуславливается различием основных методик работы: школа большее внимание уделяет процессу обучения, а детская организация процессу воспитания. Тем самым, нарушая принцип целостности процесса образования.

Однако в подобной "половинчатости" есть и свои преимущества. Если бы школа смогла бы осуществлять целостный процесс образования, то детская организация (в том виде, в котором она существует сейчас), ей была бы не нужна, и наоборот. Реальность такова, что детская организация является недостающим компонентом образовательного процесса в школе. Но, несмотря на это, сам факт разделения сфер педагогического воздействия (как-то, воспитание и обучение) уже говорит о том, что целостного процесса нет. Поэтому нынешнее взаимоотношение школы и детской организации можно рассматривать лишь как промежуточный этап движения к главной цели. Если не будет происходить интеграции детской организации и обучательного компонента школы, то добиться максимального педагогического эффекта, к сожалению, будет невозможно.

Отталкиваясь от различных задач школы и детской организации (и, естественно, от различных методик) несложно сформулировать тезис о возможных конфликтах между представителями той и другой стороны.

К примеру, что более важно для развития ребенка, сыграть в спектакле или выполнить домашнее задание? Можно ли пропускать занятия для общественно полезной деятельности? И наоборот, можно ли не заниматься подобной деятельностью, отдав себя полностью процессу обучения? Воспитатели и преподаватели, как правило, отвечают на эти вопросы по-разному. Это и неудивительно - четко осознаваемые задачи (обучить и воспитать) заслоняют собой главную цель - образование.

Однако выход из данного противоречия есть: необходимо интегрировать методики работы учителя и вожатого (инструктора), необходимо подготавливать для работы в школе грамотных педагогов, а не предметников и воспитателей. Необходимо видеть за отметками, спектаклями, уроками и мероприятиями личность ребенка в его динамике, а не показатели успеваемости и уровень внеурочной работы.

"Остров Сокровищ", как и другие детские организации существующие на базе школ, не избежал подобных конфликтов. В частности "Остров..." обвиняли в том, что вновь приходившие в нее ребята начинали хуже учиться. Был период, когда организацию даже хотели запретить из-за этого. Но время поставило все на свои места. После нестрогого исследования оказалось, что среднестатичтический островитянин учится лучше, чем среднестатистический неостровитянин. Более того, ребята попадавшие в "Остров..." по прошествии примерно полу года начинали учиться лучше. Это имеет вполне разумное обоснование. Человек, попадая в организацию, начинает уделять ей какое-то время, и время подготовки уроков сокращается, в результате падает успеваемость. Но навыки организации, самоорганизации, планирования и проектирования, которые у него развиваются в организации, способствуют росту его успеваемости.

Второй яркий конфликт произошел из-за постоянных жалоб ряда преподавателей, на хамство по отношению к ним со стороны островитян. Однако позднее было выявлено, что под "хамством" подразумевалось высказывание мнения, на изучаемый предмет, которое на совпадало с мнением преподавателя. После чего администрация школы провела работу с преподавателями и конфликт был исчерпан.

Понимая причину возникновения подобных противоречий можно прогнозировать возникновение новых конфликтов. Этот процесс неизбежен, пока в школе не будет сформировано единое образовательное пространство.

В настоящий момент в одной из школ, в которых базируется "Остров..." уже идет подобная работа. Это стало возможным благодаря вступлению школы в Международный Бакалавриат, когда были переосмыслены некоторые подходы к организации как урочной, так и неурочной деятельности. Ряд методик используемых на "Острове..." учителя новаторы используют для проведения своих уроков. В частности методы работы в малой группе, проектная деятельность и т. д. Многие творческие дела начинают затрагивать предметные области или востребовать знания полученные на уроках. К примеру, "Интеллектуальное казино", "Великие Мореплаватели", ролевые игры "День революции 1917 года", "День капиталиста" и др.

В настоящий момент разрабатывается проект использования островных методик, как основного инструмента классного руководителя. Проходит этап утверждения проекта создания условий для возникновения самоуправления в школе, также разработанный на "Острове...".