История становления моих педагогических принципов (в эмоциях)

"Остров Сокровищ" , В. Лебедев, 1997

1990 год. Прекратила существование пионерская организация. Ушли в прошлое показушные отчетно-выборные сборы, зачеты по истории ВПО и комсомола и прочая бесполезная мишура. Однако вместе с этим ушло и многое хорошее...

Летом этого года проводился последний летний лагерь пионерского актива (ЛПА) Черемушкинского района. Проходил он в некотором напряжении: все понимали, что ситуация изменилась, и не знали, что нужно делать. Понимали это наши вожатые, поэтому в их рядах часто происходили разногласия, понимали это и мы, выросшие пионеры. Именно тогда и зашел первый разговор о создании своего лагеря. Лагеря в который мы возьмем все то, что, на наш взгляд, есть хорошего в ЛПА и отбросим все ненужное. На этом и разошлись по разным институтам, вкушать первые радости студенческой жизни.

1991 год. Ура! Свершилось! В моей жизни возник студенческий педагогический отряд «Эврика». Пусть это не свой лагерь, но педотряд-то свой; 50 своих девчонок и парней, только что прошедших инструктив, собрались для большого и хорошего дела. В этом лагере и возникла первая сложность. В ЛПА было просто, не приходилось никого уговаривать или заставлять что-то делать: инициатива была нормой жизни, а здесь 30 новых ребят в каждом отряде, 30 разных характеров, 30 разных интересов. Как заинтересовать их чем-то, как сделать их пребывание в лагере деятельным, а не скучным? (То, что по-настоящему интересно проводить время можно только в деятельности, мы усвоили еще из ЛПА.) Конечно, мы советовались, мы обсуждали этот вопрос, но ответ возник как бы сам собой: разумеется, надо заинтересовать их своей личностью. Если ты им интересен как личность, то они с уважением отнесутся к твоим чувствам, прислушаются к твоему мнению, воспримут твои жизненные принципы. Так и стали поступать - ведь никто не собирался учить детей плохому. Почти каждый отряд был влюблен в своего вожатого, и мы играли, соревновались, ходили на костры - в общем, жили душа в душу, и жили, надо сказать, довольно весело. Иногда случались конфликты, иногда личные проблемы - мы старались их разрешать, как могли, а могли, если честно не очень: недоставало знаний по психологии и психотерапии. Иногда случалось, что тот или иной ребенок оказывался «выпавшим», но ведь на всех не угодишь - говорили мы себе тогда.

1992 год. Тот же педотряд, тот же лагерь, почти те же дети, правда, мы немного другие: почитавшие умные книжки, с огромным багажом задуманных дел. Не прошло и недели от начала смены, как настроение наших воспитанников начало медленно скисать: то ли репертуар приелся, то ли мы им надоели. Все чаще и чаще ребята стали собираться без нас и не клевали на наши новые «игрушки», причем собираться они могли не для чего-то конкретного, а просто так...

Не знаю кто первый высказал эту мысль. Но она оказала решающее действие на ход дальнейших событий. А мысль такова: ребятам не хватает общения. И завертелись у нас в лагере межотрядные дела, общелагерные конкурсы и ролевые игры. Жизнь снова засияла и забила ключом. Как то сомо-собой получилось, что объединялись не только наши дети, объединялись и мы. Вместе готовили дела, вместе пытались решать проблемы, возникшие у кого-то в отряде, причем не просто советами, как это было раньше, а созданием таких ситуаций, попадая в которые ребенок сам приходил бы к нужным выводам и исправлялся. При подготовке общих дел, обязательно вспоминали о «выпавших», оказалось что занять их при правильной организации дела гораздо проще, с тех пор «выпавших» практически не стало. Но в третьей смене встала другая проблема.

На третью смену приехало очень много новеньких ребят, которым мы, как личности были не интересны, работать по прежнему мы уже не могли - это был бы шаг назад, поэтому стали использовать очень действенны и хороший, как нам тогда казалось, принцип «к солнцу по этапу, к счастью под плетями». То есть на первых порах ты заставляешь ребенка заниматься какой либо деятельностью, а в последствии он заинтересовывается и сам рвется участвовать во всех делах. Метод работал очень хорошо, но где-то в душе ютилась маленькая мысль о его неправильности и нечестности.

1993 год. Последний год «Эврики» и первый год лагеря «Остров Сокровищ».

«Эврика», лагерь «Смена». Мы уже знаем и умеем использовать такие вещи, как мотивация. Многие из нас практически с ходу могут решить многие детские проблемы. Мы работаем неплохо, хотя дети у нас очень сложные - интернат. А конец «Эврики» все ближе и ближе - многие выросли, женились, закончили институты - здесь уж не до лагерей, приезжая из которых ты сбрасываешь до 7-10 кг и не можешь отоспаться целую неделю, не до лагерей в которых платят мизерную зарплату и вызывают на «ковер» по любому поводу, только потому, что ты работаешь, а не пьешь с начальством. Многие выросли, а молодежи у нас практически нет - «Эврика» умирает.

Зато некоторые из нас уже работают в школах. И в одной из них организовывается новый школьный трудовой лагерь. В него и стекаются жалкие остатки эвриканцев. Но этот лагерь - совсем другое дело. Если в профсоюзных лагерях - наша задача только в том, что бы обеспечить ребятам творческий досуг (ну, и, может быть, сделать их чуточку лучше), то школьный лагерь - это воспитание, это формирование личности - это уже серьезно. Для лагеря разработана методика (точнее вытащена из архивов памяти), учитывающая основные мотивы поведения ребенка, основные его потребности, на них то и строится воспитательная база.

1994 год. Тот же лагерь.

Проходит очередной диспут (средство развития мыслительной деятельности) - возник интересный вопрос: «Иногда знаешь, что нечто делать плохо, но все равно делаешь это, почему?». Этот вопрос встал одинаково остро как перед ребятами, так и перед взрослыми. Любое общество формирует свои законы. При не корректном воспитании принятие этих законов происходит у человека через боль, через перелом его нормальной и здоровой психики, человек остается отчасти калекой. Законы делятся на постоянные и временные: оскорбить женщину безнравственно в любое время, а вот в к принципу «ты мне я тебе» люди относились в разные времена по разному.

Мы не боги, но и у нас есть свое представление о законах вечных. Но и эти законы входят в человека через страдание. Как сделать их вхождение естественным, как помочь человеку, особенно если это ребенок, избежать травмирования психики? Единственный ответ, который мы смогли найти базировался на следующем утверждении: человек воспринимает и всегда исполняет только те законы общества, которые не вызывают в нем чувство противоречия, то есть естественны для него, которые он выполняет не потому что это закон, а потому чувствует внутренний позыв поступать именно так. Этот позыв обычно называют внутренней потребностью.

1995 год. Тот же лагерь.

Наши первые воспитанники сильно подросли, некоторые даже стали инструкторами. Однажды, уже после отбоя, у нас с ними состоялся очень интересный разговор. Вот, в крадце, его суть.

Все мы не без греха. Иногда мы видим свои недостатки, иногда нет. В случае когда видишь собственные недостатки - их исправление зависит в основном только от твоей воли. А что делать если ты их не замечаешь? Правильно, тебе о них могут сказать твои ближние, но первая реакция человека, а особенно ребенка на критику - это негатив, отрицание, поиск оправданий и укреплении в собственной правоте. А если, к тому же эти недостатки есть твое внутреннее, и никому, практически не заметны? Ситуация кажется безвыходной. Умные увещевания, страх наказания (или какой угодно другой страх), авторитет старших товарищей - практически ничего не может изменить данную ситуацию, так как вызывает опять таки отрицание и негатив. Да, действительно. Можно загнать недостатки человека внутрь его, и надеяться, что со временем они искоренятся... - очень слабое утешение, и недейственное.

Ответ на этот вопрос нашелся тоже как то случайно в одной умной книжке. Там были описаны стрессовые ситуации человека, и их избежание. В частности, как один из методов лечения стрессов предлагалось вводить человека в транс, когда «наружу» вылезают все подсознательные мысли и страхи. Если нет внешних страхов и негативных раздражителей, то человек способен, увидев свои скрытые страхи избавиться от них.

Творческо-мыслительный интенсив (ситуация на сборах и в ЛТО) - это тоже своего рода транс, нам оставалось только убрать внешние раздражители (перестать ребят ругать за правонарушения: опоздал на отбой, плохо убрался в палате и др.), а начать более внимательно следить за поведением детей, что бы осуществлять процесс воспитания «непрямыми» способами, и педагогическая ситуация психотерапевтической направленности была смоделирована.

1995 год. Мы с Еленой начинаем работать в нашей школе. Д.А. Путимцев со своей женой продолжают работать в своей. Все чаще и чаще ребята начинают говорить о периодической деятельности в Москве. Проходит первый крупный педсовет Острова в Москве. Он длился больше полутора суток.

Вот основные итоги данного педсовета

Было решено, что возникновение организации возможно только в школах при возникновении осознанной необходимости в этом, какой либо группы ребят. (То есть когда ребятами будет высказано к этому желание, будут разработаны цели, задачи, принципы и формы работы организации.) (Безусловно, мы в неявном виде влияли на ребят, и на это ушло более года.)

Были разработаны методики работы с ребятами в школах, а не в поездках, проецировались вероятные проблемы, и намечались пути их решения, поставлен вопрос разработки учебников для детей (медицина, туризм, журналистика - дисциплины входящий в курс островитянина) и взрослых (методики, медицина и ОБЖ). На настоящий момент эти учебники уже созданы.

За последние семь лет был проделан огромный труд, и я от всего сердца благодарен нашим инструкторам, которые бесплатно работали и работают в ЛТО и на сборах, где спят всего по 4-5 часов в сутки, которые в личное время сидят за компьютерами и книгами разрабатывая ролевые игры и КТД, которые мотаются по всем магазинам Москвы в поисках материалов для костюмов и канц-товарами.

Наш труд продолжается, и, видимо, в дальнейшем он станет еще напряженнее, потому что наша организация только-только встала на ноги, у нее только закончился период становления, по нашим прогнозам сейчас должны возникнуть очень многие проблемы: в частности проблема устаревания методик повторения форм и др. Мы более или менее готовы к этим проблемам. И я думаю, что мы сможем их успешно решить, во всяком случае, очень на это надеюсь.