Многоуровневая модель коллективного творческого дела

В. Лебедев, 1998

Условно, коллективное творческое дело можно разделить на три основных уровня: уровень подготовки, уровень организации и уровень представления. Реализация каждого уровня может осуществляться различными людьми. Однако данные люди должны осознавать, что принимают участие в общем (коллективном) деле. То есть у каждого ребенка, принимающего участие в коллективном творческом деле, есть своя роль (или свое дело).

Уровень подготовки включает в себя: разработку формы и содержания дела, определение необходимых ресурсов (учет уже имеющихся, определение недостающих, выбор пути нахождения недостающих ресурсов), изготовление необходимых материалов. Для примера приведем дела, относящиеся к уровню подготовки: написание сценария и режиссура праздника, проведение репетиций, изготовление костюмов, разработка вопросов для диспута, изготовление пригласительных билетов, плакатов, оформление места проведения дела, запись фонограмм и т.д.

Уровень организации включает в себя: поиск недостающих ресурсов, распределение ресурсов, поиск и распределение материалов, организация рекламы (если она необходима) определение сроков промежуточного и итогового контроля, осуществление контроля, согласование формы, содержания, сроков, места проведения дела с заинтересованными лицами. Если говорить в общем, то уровень организации должен обеспечить нормальную работу ребят по организации и проведению дела. К примеру, уровень организации может включать в себя следующие дела: обеспечение репетирующих актовым залом, поиск необходимой аппаратуры, получение доступа к необходимым помещениям, связь с администрацией, связь со средствами массовой информации, организация просмотра номеров, генеральной репетиции и т.д.

Уровень представления включает в себя, собственно говоря, проведение творческого дела. К примеру, степень подготовки ведущих, качество игры актеров и др.

Очень часто, к уровню представления, ошибочно, относят и элементы уровня подготовки: такие как красочность плакатов, оформление места проведения дела. Однако это не совсем так - к уровню представления относятся только те субъективные факторы, которые зависят, непосредственно, от проведения дела. То есть актер может сыграть хорошо или плохо, ведущий может быть уставшим или у него село горло. Те же, вещи, которые, на момент начала дела изменить нельзя (сшить костюмы, перерисовать плакаты) относятся к уровню подготовки.

Рассматривая творческое дело, как многоуровневую модель, видно, что большая часть воспитательных задач решается на уровнях подготовки и организации, поэтому при рассмотрении творческого дела следует особенное внимание уделять процессу подготовки и организации дела.

Бывают случаи, когда при хорошей подготовке и организации внешний результат получается не соответствующим желаемому. Однако это совсем не означает, что поставленные воспитательные задачи не выполнены, наоборот, данная ситуация дает педагогу дополнительную возможность развития в ребятах их аналитических способностей, позволяет им осмыслить случившееся, и сделать для себя выводы на будущее. При этом важно помочь ребятам понять, из-за чего так произошло, и что необходимо сделать, чтобы этого не было впредь. При этом ни в коем случае нельзя их обвинять - ребята уйдут защиту или у них возникнет депрессивное состояние раскаяния, что не позволит им провести даже самостоятельную аналитическую работу.

Таким образом, при работе с детьми, главным педагогическим результатом является ПРОЦЕСС подготовки и организации дела, а не его внешний РЕЗУЛЬТАТ.