Коллективно и личностно ориентированные подходы
к работе педагогического коллектива

В. Лебедев, 1998

Введение

Важно не путать подход к педагогике с подходом к работе педагогического коллектива, так как коллективно-ориентированный подход к педагогике подразумевает достижение педагогических целей посредством формирования коллектива и использование его, как инструмента для развития личности ребенка. А личностно-ориентированный подход подразумевает создание субъект - субъектных отношений между ребенком и взрослым, учет его индивидуальных особенностей.

Однако далее речь пойдет о подходах именно к работе педагогического коллектива, а не к педагогике, как к таковой.

Коллективно-ориентированный подход основан на создании коллективом педагогов некой педагогической ситуации, которая предоставляет ребенку право выбора своих действий в данной ситуации. Соответственно ситуация должна строиться таким образом, чтобы наиболее вероятные варианты выбора ребенка способствовали достижению одной из педагогических целей.

Личностно-ориентированный подход основан на передаче личностного опыта педагога ребенку. Формирование у ребенка жизненных принципов, форм поведения и взглядов на основе уважения ребенка к педагогу, его личного примера.

Для адекватного выбора (или синтеза) подхода необходимо провести сравнительную характеристику данных подходов.

Сравнение вышеизложенных подходов

Достоинства коллективно-ориентированного подхода

Недостатки коллективно-ориентированного подхода

Достоинства личностно-ориентированного подхода.

Недостатки личностно-ориентированного подхода

Произведя сравнительный анализ вышеизложенных подходов, не трудно увидеть, что традиционный личностно-ориентированный подход к работе педагогического коллектива менее эффективен, чем коллективно-ориентированный.