"Сознательный" и "потребностный" подходы к воспитательной работы

В. Лебедев, 1998

Традиционно советская педагогика базировалась на формировании у ребенка ряда непреложных истин, которые будут определять их поведение во взрослой жизни, взаимоотношения с другими людьми и, в конечном итоге, принципы и строй страны.

Данный подход основан на прямом воздействии на сознание ребенка. В результате такого воздействия в сознании ребенка формируются основные понятия и принципы, взгляды на окружающий мир. (К примеру, такие понятия, как долг, ответственность и т.д.). Ребенок ЗНАЕТ, что "это" и "это" - хорошо, "то" и "то" - плохо. Однако в конце подросткового периода, характеризующимся юношеским максимализмом и нигилизмом, многие понятия подвергаются сомнению и требуют доказательств. В этот момент педагогам особенно важно помочь ребятам поверить в необходимые истины (или доказать их), что, как показывает практика, с успехом им удается. Но вторая проблема, с которой сталкиваются ребята - это противоречие между "НАДО" и "ХОЧУ". Нередки случаи, когда данное противоречие приводило к внутриличностным конфликтам, и даже к моральным травмам. Бывает, что данное противоречие возникает неосознанно - ребенок знает, что так делать нельзя, но все равно делает, при этом осознает и признает, что делает плохо, и не может толком объяснить своего поведения.

Противоречие между "ХОЧУ" и "НАДО" не возникнет только в том случае, если детское "ХОЧУ" будет совпадать с взрослым "НАДО". Таким образом, возникает еще один подход к воспитанию - формирование у ребят потребности к тому, что делать необходимо. Причем данная потребность может быть неосознанной ("...я не знаю, почему я делаю так, просто я всегда так делаю, просто мне это нравиться, я к этому привык...").

Для людей удовлетворять свои потребности (социальные, творческие, нравственные и др.) так же естественно, как дышать, есть (удовлетворять свои биологические потребности), поэтому путь формирования потребностей наиболее гармоничный, на мой взгляд, путь воспитания ребят.

При подобном подходе задача педагога состоит в поиске методов и средств культивации "нужных" потребностей, подавлении "вредных" и формировании отсутствующих потребностей. Один из наиболее распространенных методов формирования потребностей является создание постоянной (долговременной) мотивации к тому, что в результате должно стать потребностью. На основе долговременной мотивации формируется привычка, которая и является в данном случае потребностью.

К примеру: мама регулярно рассказывает малышу интересную сказку о белой крепости, (ассоциируя ее с зубками ребенка), о нападении злых врагов и укреплении стен чудо пастой - ребенок замотивирован тем, что бы почистить зубы. Сначала он чистит зубы, вспоминая о сказке, но по прошествии времени это войдет у него в привычку и о сказке он забудет. Однако ощущение чистого рта, к которому он привык, для него уже необходимость, в результате этого у ребенка сформировалась потребность в том, что бы он чистил зубы.

Практика показывает, что не всякие мотивы способны сформировать у ребенка привычку, а позже и потребность. Подобного формирования не происходит, когда мотив строится на отрицательных эмоциях ребенка (страх, "обмен" - я сделаю "это", что бы получить "то" и т.д.)

Так как "сознательная" педагогика вступает в противоречие с устоями окружающего мира, а для использования "потребностной" педагогики Российская школа еще не готова, вследствие своей глобальности, и поэтому инертности, то на настоящий момент, для школы России, наверное, применим компромисс между педагогикой направленной на сознание и педагогикой направленной на формирование потребностей.