Роль школы в процессе образования

В. Лебедев, 2001

Заглядывая в прошлое, и отталкиваясь от самого слова "образования" нетрудно увидеть, что оно возникает как неосознаная необходимоть воздействия старшего поколенеия на младшее с целью выживания рода. Ребенок должен был быть сформирован по образу своего родителя, чтобы не стать добычей хищника, не умереть с голову и так далее. Однако прогресс человечества стал возможным именно из-за того, что дети не были точными копиями своих родителей. Прогесс стал возможным благодаря творческой составляющей каждого нового человека – то есть способности создавать что-то свое, отличное от существующих аналогов. В настоящий момент творческая составляющая не только осознанно включается в процесс образования, но и занимет в нем видную роль.

Уже не для кого не секрет, что понимание образования, как процесса обучения, не описавыет в полной мере его многообразия, что образование есть активный процесс исходящий от человека, а не комплекс мер направленный на формирование готового "образа", где человеку отводится роль объекта воздействия. Это понимание требует модификации, а в отдельных случаях, и полной модернизации большинства существующих образовательных систем.

Если под образованием понимать процесс формирования личности, как процесс самоосознания, осознания своего места в историко-культурном контексте и формирования основных социальных навыков, то становиться нетрудно увидеть, что образованием человек занимается всю жизнь.

Грубо человеческую жизнь можно разбить на несколько функциональных этапов (что связано с его возрастным физиологически-психическим состоянием): этап накопления информации (правильнее сказать эпап исследования окружающей действительности) и формирования основных жизненных навыков, этап создания нового и этап анализа. Конечно, все эти этапы присутствуют в той или иной мере на протяжении всей жизни человека, однако интенсивность этих видов деятельности на разных этапах жизни различна. (Человеческая жизнь похожа на высокочастотный модулированный сигнал, где есть взлеты и падения больших и малых периодов.)

Как раз на первый этап жизни и приходится периоды начального, средненего и участка высшего образования.

Учитывая многообразие информационных потоков, в которых вращается современный ребенок школьноговозраста, актуальными становятся навыки отбора и поиска необходимой информации в рамках поставленной задачи, возможность не только получать информацию, но и проецировать ее на окружающую действительность, владеть навыками организации деятельности. Все это можно определить, как овладение навыками образования.

Учитавая психологические особенности ребенка, различают начальную и среднюю школу.

Исходя из вышесказанного можно сформулировать цели начальной и средней школы. Цель средней школы – формирование человека овладевшего навыками образования, а начальной школы, как пропедевтику к овладению навыками образования.

Высшая школа приходится на стык первого и второго жизненных этапов. Поэтому именно в высшей школе должен произойти переход от человека потребляющего социальный ресурс в человека производящего социальный ресурс, проще говоря, человек должен научиться работать.