Театральная деятельность в образовательном пространстве школы Международного Бакалавриата

В. Лебедев, детская оранизация “Остров Сокровищ”, 2002

В последнее время в практике работы школы все большее внимание уделяется всепредметным и надпредментым направлениям, реализуемых в различных видах деятельности, которые не только интегрируют предметные области, но и дают возможность ребятам использовать свои знания и навыки в реальных жизненных ситуациях (или максимально приближенных к ним).

Если исходить из того, что образовательное пространство школы строится именно на видах деятельности, а не на предметах, то актуальным становится вопрос о выборе этих самых видов.

Мы, отвечая на этот вопрос, остановились на следующих видах деятельности: журналистика и издательство, театр, туризм, организационная, педагогическая. Методом реализации была выбрана проектная деятельность. Безусловно нельзя оставить за рамками и исследовательскую деятельность, либо как самостоятельный вид деятельности, либо как элемент проектной деятельности.

Каждый из перечисленных видов не только охватывает по нескольку предметов, но и дает вполне определенный практический и востребованный (при правильной организации процесса) результат, что, безусловно, намного ценнее, чем учебный чисто учебный результат.

Журналистика и издательство объединяют такие предметы, как русский язык, литература, социология, информационные технологии, экономику. В качестве практического результата может быть школьная газета, афиши и программки для концертов, сборники стихов и рассказов учащихся и так далее.

Театральная деятельность включает в себя, опять-таки русский язык и литературу, технологии (труд), информационные технологии, физику и математику, изобразительное искусство, музыку. Практическими результатами становятся спектакли, постановки, концерты, сценки, сказки и так далее.

Туризм связан, в основном, с физической культурой и технологиями (трудом), однако в него можно смело включить еще медицину, историю, биологию, экологию и экономику. Результатами туристической деятельности могут стать не только турслеты и походы, но и экскурсии, выезды на раскопки, экологические акции, связанные с очисткой природы.

Издательсво и журналистика, туризм и театральная деятельность возможно реализовывать различными методами, но только в том случае, когда ребята становятся организоторами этих видов деятельности, достигается максимальный педагогический результат. Однако только что перечисленные виды деятельности не охватывают в полной мере всех аспектов, связанных с организацией тех или иных процессов и мероприятий. Именно поэтомы мы выделяем организационную деятельность в отдельный вид деятельности. Предметная наполненноть зависит от содержания организуемого мероприятия или процесса. В качестве примера реализации этого вида деятельности можно привести ролевые игры, систему самоуправления, организацию школьных праздников и так далее.

Педагогическая, так же как и организационная деятельность, тоже может быть неотъемлемой частью других видов деятельности, и выделение ее в отдельный вид происходит только для того, чтобы подчеркнуть ее важность. На наш взгляд, педагогическая деятельность - это основной инструмент развития терпимости и понимания, он помогает сформировать основные навыки будущих родителей. Результатами педагогической деятельности могут стать формирование и работа разновозрастных отрядов, система молодых вожатых, обучение нетрадиционным дисциплинам, организация тематических клубов.

Практически все из перечисленных видов деятельности проникают во все области взаимодейстия программы MYP. Именно поэтому эти виды деятельности могут стать основополагающими при формировании образовательного пространства современной школы.

В связи с темой нашей встречи, хотелось бы более подробно остановиться на театральной деятельности.

Грамотно организованная театральная деятельность подразумевает работу множества людей в различных ролях, и соответствует полному технологическому циклу (desingh circle). Причем, технологические циклы отдельных составляющих театральной деятельности (сценирование, декоррирование и изготовление котюмов и так далее) должны быть жетско увязаны друг с другом, в противном случае результат может оказаться вовсе непредсказуемым. Именно работа в рамках своей роли и организация взаимоствязи между отдельными составляющими определяет педагогический результат этой деятельности, а не качество получившегося продукта (хотя, безусловно, качество спектакля в сильной степени зависит от грамотного построения процесса подготовки)1.

Работу над спектаклем можно подразделить на следующие составляющие, которые и определяют роли участников данного процесса: обсуждение темы спектакля и сценирование, планирование мероприятий, декоррирование, костюмирование, грим, хореография, написание песен и музыки, запись песен и музыки, аранжировка песен и музыки, оранизация репетиций и показа, изготовление световых установок, органиация рекламы, изготовление афиш и программок, звукорежессура, светорежиссура, режиссура, игра на сцене, организация съемок и монтаж, обсуждение результата и коррекция результата2. Нетрудно увидеть, что для полноценной организации спектакля необходимо достаточно большое колличество человек, это и дает основу для организации театральной деятельности не только в рамках театрального коллектива, но и на уровне школы. Хотя в большинстве случаев постановку спектаклей относят к внеурочной деятельности, что неизбежно рано или поздно приводит к конфликту с урочной деятельностью, так как возникает конкуренция по времени (что, впрочем, связано с любой внеурочной деятельностью). Этого конфликта можно избежать, если театральная деятельность интегрируется в урочную деятельнось.

К примеру, ну уроках литературы организуется обсуждение темы будующего спектакля, организуется творческий конкурс на сценарий и стихи к песням. На изобразительном исскустве разрабатываются грим, декорации, костюмы, афиши. На технологии шьются костюмы и изготавливаются декорации. На музыке пишутся и аранжируются песни и музыка к спектаклю. На информационых технологиях осуществляется информационная поддержка, изготавливается сайт, программки, афиши, монтируются фильмы, ролики и так далее. При таком подходе любой спектакль, концерт, сказка становятся делом не кучки энтузиастов, а делом всей школы.

Можно найти много “но” в предлагаемом подходе, безусловно, современная школа не готова еще отказаться от предметных программ в пользу видов деятельнстей, однако автор твердо уверен, что есди себе поставить такую задачу, то рано или поздно найдутся методы безболезненного перехода от урочно предметной школы к деятельно ориентированной.