Условия, при которых оценка может стать стимулом развития

В. Лебедев, 2001

Процесс оценивания существует во многих областях деятельности человека. В рамках каждой деятельности перед оценкой становятся различные задачи. Например, при оценивании продукта можно говорить о пригодности или не пригодности его в какой-либо конкретной сфере, при оценке процесса можно говорить об его эффективности, при оценке личностных характеристик человека - о готовности или неготовности к конкретному роду деятельности.

Существование оценки не возможно без четкого определения задачи предмета оценивания. Лишь определив задачу предмета оценивания возможно сформировать представление об эталоне, как необходимых значений его актуальных характеристик. Формализация оценки (в той или иной форме) необходима для передачи ее сторонним людям или использовании ее в последующем времени. Но формализованная оценка будет иметь смысл только в том случае, если сторонний человек проводя оценивания получит тот же результат, что и оценщик. Это (помимо соответствия предмета оценивания его задаче) другая сторона адекватной оценки.

Существует множество областей деятельности человека, в которых достаточно просто определяются задачи предмета оценивания, например производство. Однако существуют и такие, в которых задача предмета оценивания в основном остается на подсознательном уровне, к примеру, межличностное общение. Задачей, для которой в последнем примере проводится оценка, может стать степень интереса оценщика к знаниям оцениваемого человека, его определенный культурный уровень, способности учитывать интересы собеседника, внешняя привлекательность и так далее. Эти, и многие другие подобные характеристики трудно формализуемы, к тому же набор актуальных характеристик личности настолько широко варьируем для каждого отдельного субъекта, что дать адекватную оценку становится просто невозможно (видимо, поэтому процесс межличностного оценивания и остаются на подсознательном уровне).

Процесс оценивания является объективным фактом. Он происходит вне зависимости от того, правильно ли определена задача предмета оценивания, актуальные или неактуальные характеристики выбраны для процесса оценивания. Только в том случае если полученная оценка адекватна, она становится созидательным фактором, то есть фактором развития (улучшение продукта, повышение эффективности процесса или личностного развития). Однако предыдущий тезис верен не во всех случаях.

В предыдущих абзацах под оценкой подразумевалась комплексная оценка, а не оценка отдельных характеристик предмета оценивания. Но возможны ситуации, в которых комплексная оценка не является фактором развития, так как не дает полной картины достоинств и недостатков предмета оценивания (то есть информации о тех характеристиках, которые необходимо улучшить), а просто констатирует факт соответствия или несоответствия предмета оценивания его задаче.

С точки зрения школьного образования можно рассматривать оценку, как инструмент образования. Как и любой другой инструмент, оценка, может быть использована, как "во благо", так и "во зло", именно поэтому так важно построить оценочную систему в институте школы грамотно.

Если отталкиваться от того, что развитие личности является ключевым моментом в процессе школьного образования, то можно попробовать сформулировать условия, при которых оценка становится действенным инструментом образования.

© Виталий Лебедев, 2001