ТВОЯ ГАЗЕТА, 1997
 

    Вопросы постановки образования хуже или лучше решаются школами Москвы, округа, района. На первый план выходит проблема воспитания. Старая система разрушена, ликвидирована одна из главных ее составляющих - детские и юношеские организации. Вряд ли в полной мере мы можем сегодня оценить урон, нанесенный этим вакуумом в сфере позитивного воспитания при резком росте негативного воздействия сегодняшних социально-бытовых условий. Эту задачу первостепенной важности надо решать. Что-то в этом плане наощупь уже делается в 21-й школе, что-то - в некоторых других.
    Общая задача заключается в выработке методик и организационных основ создания внепартийных детско-юношеских объединений. И если этим не занимается серьезно ни педагогическая наука, ни педагогические ведомства, то может и должен это взять на себя наш округ, наш район, в котором, не сомневаюсь, есть и думающие об этом люди, и творческий потенциал, и потребность в подобной деятельности.

Л.И.Мильграм, народный учитель СССР

    

РАДОСТЬ БЫТЬ ВМЕСТЕ

    Как хочется научиться рассуждать о привычном, уже прожитом и, часто кажется, досконально понятом, свежо и непредвзято, не попадая всякий раз в наши педагогические сети, название которым : ” Я знаю, как надо!" И это не просто желание. Сегодня - это, на мой взгляд, наша профессиональная обязанность, - быть готовыми к адекватному восприятию реалий так круто изменившейся жизни, к пониманию того, что они, наши воспитанники, другие, чем были мы, когда были детьми, не лучше и не хуже нас, просто они - другие. И нам 40 - 50-летним тетям и дядям ( а часто - только тетям) учить их, воспитывать их, словом, как говорит наш директор Л.И.Мильграм - ”делать их человеками".

Немолодые зарисовки

    Мы все - дети 50-ых - жили в атмосфере абсолютного счастья. Всепоглощающего и упоительного. Сегодняшние 15-летние скептики говорят: ”Чушь! Да не может быть! Вы что все были слепцами? Вы что не понимали, что по всей стране колючая проволока,что отвратительная ложь о грядущей победе коммунизма, которая доносилась из радиоприемников, зомбировала миллионы людей, что ваша дурацкая пионерская организация вышибала мозги у всех детей поголовно?" Как объяснить им, что это такое, когда каждое утро во всех семьях всей страны родители одинаково будили своих детей, сначала произнося такие привычные слова:"Просыпайся, мой дорогой, уже пора!" А потом обязательное:"Боже, какое счастье, что нет войны!" Согласитесь, этого было достаточно, чтобы чувствовать себя абсолютно счастливыми. И это ощущение нас соединяло. Мы радовались всему в нашей детской жизни: и колотить деревянными палочками по барабану было радостно, и собирать металлолом было весело, и жить в сумасшедших домах коммунальных квартир было здорово.
    Это сегодня всем известно, что барабанная дробь - страшная фашистская символика, а жить в коммунальных квартирах - для нормального человека нонсенс. Но это сейчас, а тогда... Тогда мы были вместе, в наших мыслях, чувствах, делах. И это составляло счастье всей нашей жизни.
    А потом пришла ”оттепель". Мы подросли, родилось понимание многих вещей. Но оно не поломало уже сложившегося единения наших душ. Нам всем принадлежал появившийся тогда Окуджава, мы, как сумасшедшие, носились в поисках томика Вознесенского или Евтушенко. Мы ночами простаивали за билетами на Таганку. Мы, по-прежнему, были вместе. И это, по-прежнему, составляло радость всей нашей жизни. Но что особенно замечательно, мы были вместе не только друг с другом, что в общем естественно, мы были вместе с нашими родителями. Казалось, что в ту пору вовсе исчезла проблема отцов и детей. Мы жили одной с ними жизнью: читали одни и те же книги (кто не помнит семейные ” очереди на Солженицына", когда добудешь где-нибудь книгу на три дня, а лучше сказать - на три ночи, а почитать хочет и мама, и папа, и даже бабушка надеется, что до нее очередь когда-нибудь дойдет), а вечерние кухонные посиделки вместе с родителями, когда - и о Сталине, и о выставке в Манеже, и о вечере в Политехническом, где были вместе, потому что, как же не достать билетов родителям - ведь расстроятся. Крепкими, очень крепкими были узы, которые соединяли нас тогда.
    Теперь, когда рассказываешь сегодняшним ребятам о тех временах, они снисходительно ухмыляются, мол де, а что было вам тогда делать, как не ходить с родителями в концерты, вы вынуждены были - жили-то за ”железным занавесом", в скроенном для вас Коммунистической партией маленьком мирке, ничего не имея из того, что во всех странах к тому времени уже было (это они имеют в виду всякие там телевизоры, видеомагнитофоны, компьютеры и т.п.). Возможно они и правы, только мы были счастливы, потому что не были одиноки, потому что были вместе и эта близость грела наши души.
    Теперь мир перевернулся. С ног ли на голову, с головы ли на ноги - каждый дает на этот вопрос свой ответ. Сегодняшнее счастье в том, что мы имеем право ставить перед собой любые вопросы, и давать себе любые ответы. И не бояться. Слава Богу, можно, действительно ничего не бояться. Тогда давайте не побоимся признаться себе в том, что мы потеряли! Мы потеряли общность сердец и душ с нашими детьми. А дети потеряли друг друга.
    Грустная это вещь - взрослое одиночество. Гнетущая и тягостная. Но детское одиночество в тысячу крат ужасней. Оно отчаянно и тем крайне опасно. Разорвало детскую близость сегодня и социальное расслоение( ведь семьи движутся все дальше и дальше друг от друга по вертикали своего благосостояния, таща за собой своих ребятишек). И невероятный технический бум усадил каждого из них за свои домашние компьютеры и видеомагнитофоны. И безумная, часто доходящая до нелепости, индивидуализация частной жизни сделала наших ребят инфантильными эгоистами.
    Но не стоит тешить себя иллюзией, что детская разрозненность не несет проблем ( пусть, мол, сидят у себя в своих уютных и обеспеченных домах и наслаждаются сытой жизнью) . Нет, не будут они долго сидеть одни. Они не умеют справляться с одиночеством, оно их приводит в отчаянье. И тогда они начинают метаться, ища себе подобных, организовывать, как теперь говорят, тусовки. И один Бог знает, чем чревато такое общение...
    Вот потому для всех в нашей школе было очевидно, что необходимо как-то влиять на складывающуюся ситуацию, и мы начали искать пути соединения наших ребят вокруг какой-то идеи. Нет, ни в коем случае не политической. Этого хватит. Политические приоритеты могут и должны строиться индивидуально. А вокруг человеческой. Иными словами - основанной на общечеловеческих ценностях. Нормальной человеческой идеи, коих вполне достаточно, чтобы вновь обрести единение душ и сердец.
    И, кажется, нашли. И идеи. И, главное, людей - молодых замечательных людей, которые не жертвуют собой ради детей, а которые живут вместе с ними и строят новый мир ”радости быть вместе".
    Один из них - Виталий Лебедев - и набросал эти

Молодые зарисовки

    Когда, летом 1993 года, мой старый товарищ - Дмитрий Александрович Путимцев рассказывал мне о летнем трудовом лагере, в который он вывозил 20 ребят из своей школы, еще никто не предполагал, что эта затея станет отправным моментом для создания детской межшкольной организации ”Остров Сокровищ".
    В том же лагере ребята сформулировали и основные законы лагеря, которые впоследствии стали законами организации: закон круга, помогающий ребятам регламентировать свои отношения при обсуждении чего-либо, закон песни, учащий уважать и понимать чужое и свое творчество, закон дежурного командира, ориентирующий ребят на взаимное уважение, закон ”ноль-ноль", приучающий к дисциплине и самоорганизации, закон доброжелательности, который помогает ребятам помогать, а не осуждать тех, кто допустил ошибку, и другие законы, направленные на то, чтобы между ребятами возникало понимание, устанавливалась душевная атмосфера, законы, помогающие им раскрываться и дарить себя окружающим. Символика ”Острова" - сине-красно-желтый галстук, возникла совершенно случайно: однажды кто-то возвратился из магазина с сине-красно-желтым платком на шее, и ребята решили, что всем, кто когда-нибудь будет ездить в их лагерь они будут повязывать этот галстук в память о поездке.
    Этот вид деятельности оказался интересным, так как линия воспитания учащихся ориентирована была на реальные общечеловеческие ценности. И на следующий год в лагерь ”Остров Сокровищ" поехали ребята и из нашей - 45ой школы. Тогда же впервые прозвучала мысль о том, что собираться только один раз в год в летнем лагере маловато. С тех пор стали организовываться так называемые ”сборы" в различных городах России. ”Сборы" также, как и лагерь, всегда изобиловали набором самых разнообразных творческих дел и ролевых игр. Поначалу их готовили взрослые - инструкторы, но впоследствии ребятам показалась роль участника дел скучной, и они начали организовывать дела сами.
    Еще годом позже, на совете посвященных, тех кто уже неоднократно ездил с нами был поставлен вопрос о создании одноименной с лагерем организации и ее круглогодичной деятельности, однако этот вопрос был окончательно решен только в августе 1996 года. Именно с тех самых пор в Учебном комплексе - средней школе № 45 и в общеобразовательной школе №518 возникли объединения детской организации ”Остров Сокровищ". Пока наша организация охватывает только две школы ребята шутливо называют себя ”Полуостровами", однако мы надеемся организовать объединения ”Острова" и в других школах.
    Часто нам задают вопрос, что привлекает к нам ребят, и что есть у нас такого, что так их меняет. На самом деле все очень просто: мы- инструкторы ”Острова" всегда отталкиваемся от принципа, что любой человек делает качественно и с удовольствием только то, что он захотел сделать сам. Наша же задача - предоставить ему широкий выбор деятельности и заинтересовать ею. Это действительно получается и приносит свои положительные результаты: ребята пробуют себя на сцене и понимают, что играть или петь им нравится, делают стенгазету и раскрывают в себе талант журналиста или дизайнера, играют с младшими школьниками и понимают, что всю жизнь мечтали быть педагогами. Таким образом, раскрывают в себе те способности, о которых даже и не предполагали.
    Совместная деятельность помогает также снять ряд комплексов, рушит возрастные границы непонимания между старшими и младшими ребятами. Ребята становятся открытыми, пропадает жеманность и грубость при общении мальчиков и девочек. Атмосфера вечерних ”свечек", когда ребята собираются в кругу для рефлексии и анализа прошедших событий учит их сопереживать, лучше понимать друг друга.
    Помимо деятельности, возникающая атмосфера душевности и чуткости тоже манит к нам новых ребят, так как они, безусловно, ощущают дефицит таких отношений в наше жестокое время.
    Сейчас в нашей организации идет процесс становления: советом посвященных островитян прописываются цели, структура и принципы организации, другие ребята начинают активно работать с младшей школой; для привлечения новых членов в организацию взрослые проводят инструктивные лагеря по подготовке молодых инструкторов. Теперь мы можем ставить перед собой цели и более высокого порядка: осознание ребятами смысла понятия ”долг", и стимулирование их деятельности в области того, в чем они сами потребности не испытывают, а просто понимают, что это надо. Развитие альтруистических побуждений у ребят - вот наша ключевая задача.
    Мы очень надеемся, что этот процесс пойдет успешно, что к нашей организации присоединятся и другие школы, что школьники будут с гордостью говорить о том, что они - ”островитяне", что такие детские объединения станут очагами деятельности в своих школах. И мы очень надеемся, что ”Остров Сокровищ" поможет еще многим и многим ребятам стать хорошими, порядочными и культурными людьми.

Заместитель директора по воспитательной работе
Учебного комплекса - средней школы №45
Е.Я.Подгорная

Инструктор ”Острова Сокровищ",организатор коллективных
творческих дел в Учебном комплексе - средней школе № 45
В.В.Лебедев