Кто такие ЧТПы?

Виталий Лебедев, Остров Сокровищ, 2001

На самом деле не ЧТПы, а просто ЧТП - чередование творческих поручений. И теперь давайте последователно разберемся: почему чередование, почему творческих.

Мир вокруг нас многообразен. Также многообразны наши увлечения: кто-то любит играть в футбол, а кто-то шить, кто-то предпочитает играть в настольные игры, а кто-то гуять с друзьями. Также многообразны и виды деятельности человека. И вот, для того, чтобы познакомиться с многими из этих занятий и придумана система ЧТП.

Она заключается в том, что инициативная группа (будь то островная или классная "пятерка" или просто группа ребят, которым неинтересно жить скучно) выбирает на месяц себе дело. В следующем месяце другое, в следующем третье. Что получается в результате?

За год или два мы знакомимся и учимся делать самые разнобразные вещи: готовить праздники, писать статьи, играть на сцене, проводить мероприятия с малышами и так далее.

Очеь многие скажут: "Зачем мне играть с малышами, если мне это не интересно?". На что у меня всегда вознакает два вопроса: "А ты уже пробовал это? А у тебя уже получилось сделать это здорово?" Если "да", то тебе, действительно нужно выбрать другое поручение, а если "нет", то обязательно надо поробовать. Ведь как можно узнать, что это нравиться, а это нет, если ни разу не получил удовольствия от хорошо сделанного дела? К тому же, кому-то из группы интереснее делать фото-газету, а кому-то проводить соц. опрос. Как угодить всем? Просто брать и менять дела каждый месяц!

Вот поэтому мы и чередуем дела! Вот поэтому и Чередование ТП!

А теперь, почему творческих?

Ответ напрашивается сам собой. Если не творчески, если скучно и неинтересно, если дело не доставляет удовольствия, то тогда зачем оно вообще нужно? Зачем мучить себя и других?

Вот поэтому каждое дело надо попытаться сделать так, как будто это самое главное дело в вашей жизни. Каждое дело надо делать творчески! И только в этом случае от него можно получить настоящее удовольствие.

Но начиная то или иное дел порой не знаешь как к нему приступть, с чего начать. Попробую помочь вам в этом.

Я буду перечислять творческие поручения и давать рекомендации, как их лучше выполнить.

Игры с начальной школой

Проведение различных творческих дел с учащимися младшей школы (1-4 класс). Готовит дело "пятерка", а малыши только участвуют. Примерами таких дел могут быть варианты телевизионных игр, таких как "Поле чудес", "Угадай мелодию", "Любовь с первого взгляда" и другие. Возможно проведение простой игротеки: игры с ребятами на переменах или после уроков, в школе или рядом с ней. "Играми" также может считаться разучивание и пение песен с ребятами.

Рекомендации:

* Выбрать возраст с которым вы хотите работать.

* Определить, что вы собираетесь проводить: вариант телевизионной игры, игротеку, песни или что-нибудь иное.

* Поговорить с учителем того класса, в котором вы собираетесь проводить "игру": рассказать о задумках, определить время проведения, учесть его пожелания, может быть попросить помощи, если она необходима.

* Разработать "игру", продумав какое помещение и какие материалы необходимы для ее проведения. Изготовить необходимые материалы.

* После проведения "игр" определить понравилась ли она ребятам, что было хорошо, что необходимо учесть в следующий раз. Спросить мнение учителя.

* Предоставить свои заметки и фотографии, тем кто выпускает газету и отвечает за летопись. (Не забудьте на проведение дела взять фотоаппарат.)

* Постарайтесь занять новый класс, а не тот, с которым играла предыдущая пятерка.

* Варианты игр, тексты песен всегда можно спросить у посвященных островитян.

Дежурство

Дежурство является творческим поручением, просто надо к нему относится соответствующе. Задачей дежурной пятерки является не только чистота класса, но и все технические вопросы, встающие в процессе деятельности: оформление класса, приведение его в праздничный вид и многое другое. Организация чаепития - тоже задача дежурных.

Рекомендации:

* Не обязательно убираться каждый день, главное что бы там всегда было чисто.

* При уборке необходимо: подмести, вымыть пол, полить цветы, убрать валяющиеся вещи, расставить мебель (стулья и столы), навести порядок на стенах, помыть посуду, выбросить мусор из ведра, вылить воду из другого.

* Если другие пятерки оставляют за собой много грязи, информировать об этом дежкома класса или повесить объявление на доску объявлений.

* Установить дежурство в пятерке по уборке.

* При подготовке чаепития прикинуть сколько на это необходимо денег и как их можно достать (к примеру взять у классного руководителя).

* Своевременно закупить чай и "к чаю" и до собрания порезать и разложить все это, также вскипятить чай.

Летопись

Летопись - изложение всех событий происходящих в классе. Для летописи можно завестит специальную папку с файл-вкладышами внутри, все материалы летописи помещать в нее.

Рекомендации:

* Принять летопись от предыдущей пятерки.

* В летопись помещаются описание проходивших дел, заметки из газет по этим делам (можно и не из газет), фотографии, повестки дня проходивших собраний и их решения, объявления, приглашения, куски декораций, обрывки погон и шевронов - в общем все материалы используемые при класса.

* Если никто из вас не был на каком либо мероприятии то необходимо получить информацию о нем от других.

Фотогазета

Фотогазеты делаются на листах формата А2 и подшиваются друг к другу. Фотогазеты это самая наглядная и красочная история класса, она нужна как вам (что бы повспоминать дела ушедших дней), так и тем, кто придет после вас.

Рекомендации:

* Не забывайте, что газета посвящена ВСЕМУ периоду, а не трем последним дням!

* Выяснить что такое формат А2.

* Если никто из вас не был на каком либо мероприятии то необходимо получить информацию о нем от других.

* Фотогазета делается стандартного размера, она должна отражать жизнь класса, "Острова" и всей школы.

* Идя на какое либо дело, подумайте не забыли ли вы фотоаппарат и ручку с листочком, что бы зафиксировать то что будет происходить.

* Вопросы закупки пленки, бумаги, фломастеров и т.д., а также оплаты печати фотографий решаются с классным руководителем или ДК "Острова".

Газета

Одна из форм общения людей является газета. Через газету ребята, пока с вами незнакомые, смогут узнать о вашем существовании и о тех делах которые вы проводим. Выбор формы газеты (стенная, фигурная, радиогазета) предоставляется пятерке ответственной за это ЧТП.

Рекомендации:

* Газету можно выпустить на компьютере! Такую газету можно размножить и продавать. Консультации у инструкторов - информатиков.

* Используйте материалы оставшиеся от прошлой пятерки и от поездок.

* Если вы не знаете как должна выглядеть та или иная форма газеты (стенная, объемная, компьютерная) то не стесняйтесь обращаться к посвященным островитянам и инструкторам.

* Газета должна соответствовать принятым стандартам. (печатный шрифт, рамки, сведения о редколлегии и т.д.)

* Работайте в тесном контакте с пятерками отвечающей за летопись и фотогазету это поможет и вам и им.

* Используйте фотографии и рисунки.

* Вопросы закупки канцтоваров, печати фотографий решаются с инструкторами "Острова" и классным руководителем.

Сюрприз

"Сюрприз" - это маленькая творческая миниатюра или игра . Примерами сюрпризов могут стать сценка, конкурс, игра с собравшимися, подборка песен и многое другое. Главное от чего стоит отталкиваться при подготовке сюрприза это от самого слова "сюрприз", вы готовите сюрприз для всех остальных. (Сюрприз - это ПРИЯТНАЯ неожиданность)

Если во время вашего ЧТП на "Острове" или в школе проходит какое-нибудь мероприятие схожее по своему смыслу с творческой миниатюрой, то в качестве "сюрприза" совет ДК может вам поручить подготовку и проведение этого дела. Примерами таких дел могут стать: концерт, новогодний маскарад, капустник и т.д. Однако это не означает, что в рамках этого дела вы делаете все. Вы становитесь советом дела этого мероприятия и вправе раздавать задания другим пятеркам или отдельным островитянам, и ваша задача не сделать все самим, а организовать это дело вместе с другими.

Рекомендации:

* Избегайте повторения форм: если предыдущая пятерка делала игру то не стоит проводить игру и вам - это скучно.

* Сценки не обязательно придумывать самим - можно взять уже написанную кем-нибудь.

* Организовать дело это значит продумать:

- его содержание (что мы будем делать),

- его форму (это будет игра, диспут, кругосветка или что-то другое), - когда необходимо закончить подготовку,

- кого необходимо предупредить,

- какие помещения будут нужны и как взять от них ключи,

- какие материалы необходимы и кто их будет готовить,

- чья помощь вам потребуется.

* Напишите список задач которые необходимо решить.

Соцопрос

Вследствие того, что мы существуем не в замкнутом пространстве, а в обществе нам необходимо постоянно общаться. А в том, что бы лучше узнать интересы ребят и их взгляды на жизнь, нам поможет социологический опрос.

Рекомендации:

* При проведении соцопроса, можно использовать диктофон.

* Определите заранее опрашиваемую группу (свой класс, островитяне, инструктора, учителя и т.д.) Соцопрос - работа с большой группой!!!

* Выберите тему опроса. Подберите, четко сформулируйте и запишите вопросы.

* Продумайте как фиксировать ответы для последующей обработки.

* Обработайте ответы и оформите результаты. (Возможна обработка результатов на ЭВМ.)

* Продумайте форму представления результатов и коментарии к ним (газета, информационный листок, телеигра "100 к 1" и т.д.).

Ну и напоследок стоит обязателно сказать, как можно выбирать себе ЧТП на каждый конкретный месяц. Есть несколько вариантов, какой из них вам подходит зависит от порядка установленного в классе, хотя, в общем-то можно выбрать любой.

Первый вариант: классный руководитель или ваш инструктор составляет список поручений, а каждый месяц "пятерка" выбирает себе то или иное. Второй вариант: каждый месяц собирается совет дежурных командиров и решает какая "пятерка" какое поручение выбирает себе в этом месяце. Кстати, может случаться, что ЧТП выбираетс вовсе не из списка, а по необходимости, например, скоро будет Новый год, и к этому пазднику одна пятерка готовит конкурсы, вторая выпускает газету, третья организует чаепитие и так далее. В конце-концев можно подойти к любому островитянину постарше и посоветоваться с ним какое ЧПТ себе выбрать. Никто не откажет.

Так что в ЧТП нет ничего сложного, главное начать и не бояться.