Взрослый не всегда прав

Виталий Лебедев, Остров Сокровищ, 2001

Вспомните себя маленькими. Помните, как хотелось ловить каждое слово мамы и папы, первой учительницы. Тогда понятие “взрослый” было сравнимо с понятием “высшего существа”. Но вдруг наступает момент, когда видишь, что не все слова сходятся с действительностью. Думаешь – “это случайность или какая-то глупая ошибка”. Но, раз, и вот ты опять ловишь себя на мысли, что кто-то из взрослых, которому ты так веришь, оказался не прав, или попросту сказал неправду. И тут приходит “прозрение”, и ты перестаешь верить всем (ну, взрослым, по крайней мере, уж точно).

Этот путь проходили, или еще проходят, большинство нормальных людей. И в этом разочаровании в святости взрослых нет ничего необычного.

Как правило, начинается это разочарование со случаев, когда от одних взрослых ты слышишь одно, а от других совершенно иное. Встает законный вопрос: “Кому же из них верить?”. Ты ходишь и мучаешься: то тебе кажется что прав первый, то второй, то опять первый… В конце концов, устав от беско-нечных раздумий, ты решаешь не верить никому.

Но разумно предположить, что не все взрослые обманщики, что между абсолютной верой и абсолютным не-верием есть промежуточная стадия. Но как найти этот компромисс?

Да, это действительно непросто! Потому что для этого необходимо иметь собственное мнение! Наличие соб-ственного мнения вовсе не подра-зумевает, что не нужно никого слушать, напротив, чем больше разных мнений вы слышите, тем проще выбрать из них то, которое вам наиболее близко. А чтобы понять, действительно ли мнение другого человека весомо, надо знать, на чем оно основано. Услышав нечто, не пос-тесняйтесь задать собеседнику (будь он ваш сверстник, учитель или родитель) вопрос: “Почему?”. Почему он считает именно так, а не иначе? Если же вы, все-таки не решились задать этот вопрос ему, попробуйте ответить на него сами: “Почему этот человек считает именно так, какие у него на это причины?”. Если человек, постоянно задает себе вопросы “почему?” у него формируется критическое мышление, он начинает разбираться во всем не поверхностно, а более основательно.

Вот, например, эта статья. Почему я начал ее писать? Правду я пишу здесь, или обманываю вас? Чтобы ответить на эти вопросы, надо посмотреть по сторонам, попробовать применить данные советы на себя, поговорить с другими людьми – критично отнестись к написанному.

Далее, я попробую рассмотреть ряд вопросов, которые непосредственно касаются жизни нашего Острова. Почему именно сейчас и именно в статье? Потому что в отношении Острова существует ряд заблуждений, и статья, на мой взгляд, наиболее честная возможность оп-ровергнуть эти заблуждения.

Заблуждение первое – Остров это своеобразная пионерская организация.

Предполагаю, что исходит такое мнение от тех взрослых, которым не очень повезло в детстве. Вот мне повезло, у меня была очень интересная и живая пи-онерская организация, я оказался в гуще пионерской жизни школы и района, поэтому о жизни пионеров знаю не понаслышке. И, несмотря на мои теплые воспоминания о пионерии, Остров и пионерская организация отличаются принципиально. Разница в том, что по достижении определенного возраста (где-то в третьем классе) все становились пионерами, а если ты по каким-либо причинам хотел выйти из организации (или же просто переставал носить галстук), то отношение к тебе становилось весьма подозрительным. Непионер ассоциировался с хулиганом и двоечником.

Естественно, что в пионерской организации достаточное внимание уделялось и партийному воспитанию, ведь пионер – это будущий комсомолец, будущий коммунист.

В острове не присутствует ни обязаловки, ни, тем более, политической окраски.

Согласитесь, ведь никто никого насильно в Остров не тянет. Вам могут предлагать, вас могут агитировать, но никто и никогда не заставит вас насильно войти в Остров. И со свободой совести у нас тоже все благополучно: мы можем с удовольствием поспорить о том или ином политическом движении или о разных религиях.

Заблуждение второе – Остров мешает учебе.

Не буду распространяться, кому выгодно это мнение. Если немного подумать, каждый догадается сам. Просто попробую порассуждать на эту тему и привести некоторые факты.

В Острове есть двоечники, хорошисты, троечники и отличники.

Двоечники и отличники есть и вне Острова. Если бы в Острове были только отличники, то эта организация была бы просто не для всех. Представьте ситуацию: приходит человек в Остров, а его просят показать дневник, “О, да ты же двоечник” – говорят ему – “нет, тебе среди нас не место”. Представили? Когда я обрисовал эту ситуацию ребятам, в островном подвале, то получил в ответ добрую порцию смеха. Так что же, это означает, что Остров никак не влияет на учебу? Нет влияет! У нас много творческих мероприятий, во многих из них затрагиваются темы напрямую связанные с учебой: день революции, ролевая игра “Пищевая цепь” и другие. Принимая участие в этих делах мы учимся, только не так, как привыкли на уроках, а в живой непосредственной обстановке. Потом, в организации всех творческих дел одним из обязательных этапов выступает планирование дела. А человеку, умеющему планировать, намного проще учиться, чем тому, кто этого не умеет, ведь это и навыки правильного распределения своего времени, и навыки поиска недостающей информации. Так что Остров влияет на учебу, просто не дневниками и оценками, как хотелось бы многим, а своей деятельностью.

К тому же, если провести статистику, оказывается что среднестатистический островитянин учиться лучше сред-нестатистического неостровитянина.

Заблуждение третье – Остров это организация для маленьких детей (или “детский сад”, как многие говорят). Ну, это, смотря что считать взрослостью! Если под взрослостью подразумеваются сплошные дискотеки, бутылочка пива после уроков, “любовь – морковь”, то наша организация действительно не для таких “взрослых”. Нет, у нас есть дискотеки, и мальчики (как это не странно для многих) действительно дружат с девочками (и наоборот), просто это не самое главное в жизни Острова. А самое главное – это интересно жить. А интересно жить – это делать интересные и полезные дела для других: разрабатывать ролевые игры, ставить спектакли, ходить в походы, выпускать газеты, готовить кругосветки для “началки” и так далее. Если кто-то считает это “детским садом”, что ж, не могу ему возразить – мы действительно всем этим занимаемся (и не только в 5-9-м классе, но и в 10-11-м, и в институте тоже).

Прочитав эту статью, многие скажут, что это и так все понятно, а другие, напротив, скажут, что все это непра-вильно. Что ж, каждый имеет право на собственное мнение. Но именно соб-ственное! А собственное мнение – это результат раздумий над разными мнениями других людей.

Здесь я представлял свое мнение. Буду рад, если оно поможет кому-то самоопределиться и сформировать свое мнение.