Васина история

о том, как он пришел в Остров, будучи старшеклассником

Виталий Лебедев, Остров Сокровищ, 2001

Сегодня мы рассмотрим достаточно сложный вопрос, который возникает каждый год, но каждый год отстается без ответа. Вполне понятно, что делать молодому островитянину 5-7 класса: организовать собственную пятерку, учавствовать в системе ЧТП, по мере сил и возможности участвовать в работе советов дел по подготовке того или иного мероприятия, играть в сценках на концертах (или даже в спектаклях). А вот если у вас возникло непреодолимое желание стать островитянином в более старших классах, что делать тогда? Быть куратором пятерки достаточно сложно, так как практически нет опыта педагогической работы (да и часто не очень хочется, когда твои сверстники уже вовсю разрабатывают дела, ставят спектакли и выпускают газеты), опыта самостоятельной работы, которая просто необходима для работы в ДТО (долгосрочном творческом объединении) тоже нет, а быть рядовым членом пятерки не очень-то и интересно.

Таким образом получается, что старшекласснику, если он решил стать островитянином места-то в Острове и нет!

Да, ситуация достаточно щепетильная! Однако, чтобы окончательно разобраться в проблеме стоит обратиться к истории. Были ли преценденты того, когда в Остров приходили уже на излете школьного возраста или нет? Если да, то как складывалась судьба этих людей, чем они занимались в организации?

И, конечно же, читатель догадался, что эта статья не увидела бы свет, если бы таких прецендентов не было.

Не будем рассматривать каждый пример по отдельности (их много и они достаточно индивидуальны), а попробуем представить себе негого старшеклассника Васю, как собирательный образ всех тех, кто решил связать свою судьбу с Островом будчи в 10-11 классе.

Итак Вася пришел в Остров и... ничего не понял. Ему говорили, что здесь очень доброжелательная отмосфера, что здесь есть место каждому, что здесь полно работы и очень интерессные люди. Но зайдя в первый раз в подвал (или в сушилку, или в 48-й кабинет) он ничего подобного не почувствовал. Какие-то дети, резали из бумаги причудливые фигуры, прикрепляли их на стены, критично рассматривали, срывали, мяли и выбрасывали их, после чего процесс повторялся заново. На приход Васи никто не обратил никакого внимания, только какая-то девочка подбежала и спросила когда очередной показ ЧТ-чего-то. Видя нерешительную реакцию Васи, махнула на него рукой и убежала восвояси. Вдруг кто-то позвал всех на репетицию и половина островного народа исчезла в тоже мгновенье. Вася пошел за убегающими детьми, и вдруг обнаружил, что стоит перед дверью в актовый зал. Немного помявшись, он все-таки зашел в него и сел с краю. На сцене проходила репетиция, но и в зале сидело несколько человек. Вася подсел к одному парню из 11-го, и спросил, что происходит. Вслед за этим услышал громкий голос из колонки, который просил все неоложные переговоры провести за пределами зала, и хотя в голосе не чуствовалось агрессии, сама постановка вопроса показалась Васе обидной. До глубины души оскорбленный Вася покинул зал с твердым решением никогда больше не связываться с Островом и островитянами. И наверное, так оно бы и произошло, если бы не друг (назовем его Петя), который-таки уломал Васю поехать на осенний сбор в город N.

Приехав на сбор Вася почувствовал, что его здорово обманули. Все его товарищи по классу, да и вообще сверстники были в совершенно другом отряде, да и, к тому же, все вместе, тогда, как Васю определили в какой-то детский отряд. Но несмотря на свою обиду он решил не торопить события и посмотреть, что будет дальше. А дальше, была какая-то подготовка представления отряда. 5-6-классники предлагали какую-то ернду и дико обижались, когда Вася им об этом говорил. В конце концов к нему подсела девочка из параллельного класса (ее все называли младшим инструктором, а мы назовем ее Машей) и спросила, что можно придумать поставить с его, Васиной, точки зрения. Вася конечно предложил много разных и интересных идей, на что 5-6-классники заявили, что это полная ерунда, и опять занялись своим делом... Представление, в конце концов показали, и, несмотря на то, что оно было несколько сыроватым, публика встретила его восторженно (впрочем, как и представления других отрядов).

А вечером была свечка, всем предложили рассказать о себе. И хотя Вася вовсе не собирался откровенничать, ни с этими малышами, ни с Машей, но обстановка оказалась очень душевной, никто не хихикал и не язвил, и Вася перестал бояться. В процессе свечки выяснилось, что не все 5-6-тиклассники полные идиоты, а есть даже очень интересные, а Маша просто поразила Васю, когда рассказала о своей заветной мечте, такой откровенности с незнакомимы людьми он просто не ожидал. И он тоже рассказал о своей мечте... Ему очень хотелось, чтобы Маша его оценила.

И поле общей свечки Маша действительно подошла к нему.

- Знаешь, Вась, ты не обижайся, но надо понять, что мы один отряд, и только от нас (не от тебя и меня), а от всех нас зависит будет ли нам хорошо вместе или нет.

- А я что?

- Понимаешь, когда ты говоришь: “Ну, это полная чушь”, даже если ты это сильно аргументируешь, то это все равно обидно, тем более для ребят младше, они же видят в тебе взрослого, равняются на тебя...

- Но ведь они тоже...

- Вась! Я прошу помочь мне, а ты...

- А чем?

- Понимаешь, моя задача в том, чтобы мы стали хорошей командой, чтобы ребята почувствовали, как это здорово: делать что-то вместе, перестали бояться сцены, да и вообще, много чего. Понимаешь?

- Ну да, понимаю. Ну это, короче, я помогу, если у меня получится.

- Получится, ты просто иногда смотри на меня, ты будешь видеть мою реакцию, и тебе самому станет все понятно.

На подготовке следующего дела все опять наперебой начали предлагать кучу бессмысленных идей, но Вася уже не говорил им об этом, а постарался, чтобы они говорили по очереди и выбирал из их решений самые лучшие. Он ожидал, что Маша его похвалит, но она нахмурилась.

- Ну что опять-то не так? - спросил Вася после подготовки.

- Нет-нет, большое тебе спасибо, только они же не глупые, они сами понимают, что хорошо, а что плохо.

- Да ни фига они не понимают!

- Понимают, только медленнее чем ты. Но если им не дать возможности самим выбирать, то они так этому и не научатся.

...Еще много раз потом беседовал Вася с Машей. И она всегда оказывалась права. Права в том, что и младшеклассник может стать другом, и вообще, возраст – это не главный параметр человека, в том, что работать вместе гораздо интерессней, чем отдыхать, в том, что если ребята начинают делать что-то без помощи старшеклассников, то это намного интереснее, чем если им все говорить.

Вернувшись в Москву, Вася твердо решил стать младшим инструктором. Но вдруг оказалось, что для этого надо пройти специальную учебу. Придя на первое занятие, Вася слегка ошалел от потока информации, но его желание было столь велико, что он все-таки прошел курс младшего инструктора до конца, к тому же учиться с каждым разом становилось все интересснее и интереснее, потому что многие из рассматриваемых на учебе ситуаций уже были знакомы Васе по сбору.

...Но в летний лагерь Васю младшим инструктором не взяли... Сказали, что опыта маловато. Но зато предложили поехать не в обычный отряд, а в профильный. Вася сначала обрадовался, но потом узнал, что для того чтобы поехать в профиль необходимо получить ЗОК второго уровня. Он подошел к Маше и спросил для чего нужна эта заформализованность, на что та ответила, что в профильном отряде необходимо работать самостоятельно, вести учебу по направлению, а для этого надо знать, что и как делается. Немного поколебавшись, Вася взялся за островной учебник. Все курсы оказались достаточно легкими, но очень нестандартными, да и зачеты надо было сдавать не учителям, своим одноклассникам, у которых было звание мастера по тому или иному направлению, (хотя впоследствии это оказалось еще сложнее, чем сдавать учителю. Но тем не менее, Вася сдал все зачеты и поехал в лагерь.

Не будем останавливаться на том, что было в лагере (это невозможно описать, это надо почувствовать самому), но после лагеря Вася прекрасно понимал разницу между подготовкой и участием в деле, как нужно организовывать работу, что значит настоящий отряд, как высказывать критику и не обижать человека.

И на подготовку первого дела (выступдения Острова на 1-й звонок) Вася шел уже без страха. Единственное, что немного раздражало его – это постоянные разговоры ребят помладше в зале: было очень тяжело репетировать. Но он не ругался на них, а просто просил поговорить в коридоре...

После этого было много творческих дел, поездки на сборы (уже в отряде организаторов), бессоные ночи над газетой в пресс-центре, сборы по субботам по подготовке ролевой игры и многое, многое другое. Вася знал уже почти всех островитян школы, в каком бы классе они ни учились (а порою он даже знал, старше его этот человек или нет),дружил со многими ребятами из других школ.

Жизнь перевернулась. Уже заканчивая школу, он иногда с ужасом думал о тои, что было бы, если он всё же воплотил бы в жизнь свое решение, и никогда не связал свою жизнь с Островом.

Сейчас, на пороге института, он часто думает, как поедет работать в лагерь старшим инструктором. Никто не знает, получится у него или нет, но ведь попробовать никто не запрещает...