5. Недостатки проектной деятельности

     Как видно из вышеизложенного, проектная деятельность является многогранным, емким, мощным средством обучения. Но чем значительнее средство, тем существеннее и негативные его воздействия.

     Мы сумели выявить следующие негативные факторы:

     Неравномерность нагрузки в долгосрочных проектах очевидна - большинство помнит советские авралы накануне сдачи работ. Жесткий контроль может улучшить ситуацию, но сведет на нет базовые цели проектной деятельности.

     Неготовность к уроку всегда вызывает затруднения у учителя, но чем выше доля самостоятельного труда, основанного на подготовленном материале, тем менее продуктивно используется урочное время учащегося.

     Повышение умственной нагрузки учащегося связано, как мы уже отмечали, с его соревновательными стремлениями, прежде всего, с самим собой, чтобы доказать свою состоятельность. Мы сознательно эксплуатируем этот фактор, но необходимо учитывать и оборотную его сторону - повышение нагрузки.

     Рост нагрузки на учителя приходится на крайние этапы работы: нужно подготовить работу и адекватно принять и оценить ее. Классическая школьная отметка интегрирует различные аспекты работы и, таким образом, не позволяет ни учителю, ни ребенку понять достоинства и недостатки работы. Мы провоцируем ребенка выкладываться, развивая лучшие его качества, не оценив адекватно которые, мы рискуем просто оттолкнуть его. Формирование критериев требует дополнительных трудозатрат. Мы сообщаем учащимся, на что обращается внимание, и отдельно оцениваем каждый элемент. Итоговая оценка может быть и традиционной отметкой, но при условии, что учащиеся понимают логику ее получения из объявленных критериев.

     Единого подхода к выставлению отметок на кафедре нет: одни формируют отметки по каждой работе - это привычнее и для учащихся, и для учителя, и для учебной части; есть и опыт формирования итоговой отметки путем суммирования баллов, полученных за работы в течение всего отчетного периода (у нас за полугодие) - здесь бюрократических проблем больше.

     Затратив большее время на выставление оценок по критериям, учитель может иметь более четкую картину обстановки в группе. Это неизбежно влечет трудозатраты на анализ результатов, пересмотр планов следующих занятий и/или внесении изменений в планы проведения следующих курсов.

     Используя психологическую потребность детей к самоутверждению, мы интенсифицируем обучение, но вносим при этом фактор риска неуспеха. Мы должны исходить их того, что учащийся не владеет технологией решения задач, поэтому он не может грамотно спланировать работу, ограничить себя в рамках плана, не отвлекаясь на всплывающие по ходу работы варианты. Риск неудачи и даже сама неудача способствуют формированию чувства ответственности, но риск должен быть оправдан. Оправданием этого риска может быть правильно подобранный уровень сложности в постановке задачи при доброжелательном и справедливом отношении учителя. Нет трагедии в неудачном завершении проектной деятельности (иногда это даже полезно), но обычно более эффективно движение от победы к победе.

     Опыт проведения проектной деятельности показывает, что заметно нарастает напряжение к моменту сдачи работ. Учащиеся опасаются не успеть к сроку, учитель боится того же, причем еще больше, так как никак не может повлиять на процесс. По опыту большинство работ при правильной их подготовке и организации к сроку готовы. Большинство работ могло бы быть лучше, дай их исполнителям чуть-чуть больше времени.

     Несколько человек не успевают выполнить работу к сроку. Мы стараемся дать им возможность закончить работу в каникулы. Есть, правда, эффект первого года: только единицы успевают закончить к сроку долгосрочный проект. Без понимания и поддержки со стороны администрации проектная деятельность на этом может закончиться.

     В этом разделе мы пока обсуждали проблемы, решив успешно которые мы рассчитываем обеспечить перечисленные ранее достоинства проектной деятельности.

     Но существует проблема, которая связана с восприятием окружающего мира. Наш опыт показывает, что есть некоторое количество учащихся, которые не могут контролировать свою работу и всегда не успевают к сроку. При работе с такими детьми необходимо дать им возможность закончить работу. В противном случае мы рискуем получить обратный эффект - глухую защиту и невосприимчивость. Отличить такого ребенка от простого разгильдяя, которого, может быть, и полезно лишить возможности исправить отметку,- задача педагога.

     Наконец, хотелось бы обратить внимание на то, что, несмотря на все наши усилия, в курсе информатики и ИТ, да и в самой проектной деятельности, остается большая доля формализации - подхода, который опирается на абстрактное мышление. Поэтому даже среди успешных детей остается довольно большая доля таких, кто не может проявить себя в полной мере из-за того, что у них другой стиль мышления. Конечно, творческая составляющая проектной деятельности смягчает необходимость угнетающей их деятельности, но в полной мере проблемы не решает.