Глобальная информатизация требует от школы, как от инфраструктуры общества, повсеместного внедрения и использования современных информационных технологий, и обязана идти в ногу с техническим прогрессом в этой области.
Современные технологии образования немыслимы без современной информационной техники и технологии.
Освоение данных технологий и формирование личности ребенка, как современного человека, подразумевает накопление и обработку индивидом достаточно больших массивов информации. Управление и обработка данных массивов требует сведения и централизованного управления информационными потоками. Решение данной задачи мы видим в создании школьной локальной вычислительной сети (ЛВС), которая объединила бы внутришкольные и внешние информационные потоки, позволила иметь адекватный доступ к ним, помогла в формировании новых методик обучения и освободила бы учителей от наиболее рутинных обязанностей.
В феврале 1997 года в Учебном комплексе - средняя школа 45 была установлена локальная вычислительная сеть. Сеть работает под управлением Novell NetWare 4.10, на базе сервера Tricord 486 DX2 и охватывает 67 помещений школы, в которых установлено 128 розеток для подключения рабочих станций.
Разводка кабеля осуществлялась по звездообразной топологии, кабеля сводились к сетевым концентраторам, расположенным в лаборатории информатики (за исключением случаев, когда этого нельзя сделать по технологическим причинам). Это не совсем рационально, с точки зрения оптимальной прокладки сети, однако подобный подход обусловлен спецификой ЛВС в школе: необходимо обеспечить недоступность сетевых концентраторов и кабеля для детей с одной стороны, и быстрый доступ к ним обслуживающего персонала. Расположение HUB-ов (или сетевых концентраторов) в одном месте позволяет осуществлять централизованный контроль за низкоуровневой работой сети и состоянием подключенных к ним компьютеров. В большинстве случаев разводка кабеля проводилась по стена коридоров, что позволит проводить ремонт кабеля не нарушая учебного процесса. Наша школа оснащена компьютерами различной архитектуры: IBM совместимыми и Макинтошами. В следствие этого в качестве сетевой операционной системы была выбрана Novell NetWare 4.10, которая реализует в себе практически все современные сетевые технологии, в том числе позволяет связывать в единую сеть компьютеры различной архитектуры.
Создание ЛВС позволило, на базе компьютерного центра школы, объединить в единую информационную сеть следующие элементы:
• управление учебным процессом,
• новые методики обучения,
• обучение иностранному языку,
• начальное и дошкольное образование,
• управление воспитательным процессом,
• издательскую деятельность.
Управление учебным процессом подразумевает обеспечение рабочих мест администрации и работников обеспечения учебно-воспитательного процесса (психологи, медкабинет и др.) средствами вычислительной техники, создание централизованных библиотек и баз данных различного содержания и осуществление адекватного доступа к ним.
В качестве примера, можно привести следующие базы данных и библиотеки, позволяющие технологизировать управление учебным процессом:
• база медицинских карт учащихся,
• база личных дел учащихся и сотрудников школы,
• журнал успеваемости,
• база учета школьного оборудования,
• база финансовых средств,
• база учета литературы,
• база выпускников,
• база факультативов и дополнительных занятий,
• библиотеки работ школьников,
• библиотека административной документации,
• библиотека методических разработок учителей.
Новые методики обучения подразумевают разработку и апробацию новых методик используя возможности ЛВС.
Одним из наиболее реализуемых средств является возможность компьютерных демонстраций, заранее подготовленных учителем и хранимых в общедоступной, наращиваемой базе данных. Наличие сетевых розеток в каждом учебном классе позволяет проводить демонстрации не только в компьютерном, но и в других классах используя всего лишь один переносной компьютер и проекционное оборудование.
Предмет особого интереса - возможность информационного взаимодействия учащихся при работе в сети, в частности при разработке коллективных проектов, по использованию единых информационных источников и др.
Также к данный элемент подразумевает особый вид деятельности, связанный с коллективным планированием и проектированием деятельности вообще, и учебной деятельности в частности. К этому элементу, в первую очередь относятся такие вещи, как составление индивидуальных учебных планов, планирование внеурочной и познавательной деятельности, использование накопленных массивов информации при определении учащимися и учителями видов своей деятельности.
Возможность ЛВС по доступу к глобальным сетям позволяет одновременно многим пользователям использовать научные разработки, накопленные не только в школьной библиотеке, но и по всему миру, это переводит процесс обучения в новую плоскость - учащийся получает возможность по использованию широких массивов информации, что позволяет ему относиться к предмету исследования более осмысленно.
Обучение иностранным языкам при наличии ЛВС технологизируется и позволяет учащимся шире познакомиться со страной, изучаемого языка, с произношением носителей языка. Красочные мультимедийные программы обучающего назначения повышают мотивацию ребят, превращая обучение из рутины в праздник.
Наличие единой информационной сети позволяет связывать методики обучения в школе и детском саду. В частности: использование программ и тренажеров, созданных учащимися средних классов по методикам воспитателей детского сада, ознакомление учителей и воспитателей с приемами и методами работ друг друга. Использование ребятами из детского сада современных развивающих игр, средств моделирования и манипулирования видео и аудиоинформацией, что обеспечивает лучшую подготовку к обучению в школе.
Управление воспитательным процессом связано с разнообразием и многоплановостью воспитательных задач, стоящих перед современной школой, в рамках учебного комплекса проводится эксперимент по созданию института классных руководителей. В программу эксперимента вошли направления исследований, реализация которых возможна только при включении всего воспитательного комплекса в информационное пространство школы. Так задачами освобожденных классных кураторов ставятся:
• углубленная систематическая диагностика индивидуального развития школьников, его задатков, способностей, интересов, склонностей (на базе ЛВС создаются индивидуальные диагностические карты на каждого учащегося),
• отслеживание динамики интеллектуального и личностного развития (создание сравнительных диаграмм при обобщении информации от разных учителей и воспитателей собранных в единый поток),
• отслеживание динамики развития классных коллективов, посредствам сравнительного анализа психологических тестов учащихся.
Издательская деятельность школы: издание двух школьных газет, подготовка школьного сборника с появлением ЛВС существенно упростилась. До установки сети сложные и объемные программы необходимые для издательских нужд, из-за недостатка дискового пространства хранились только на отдельных компьютерах, вследствие этого работа над изданиями могла вестись небольшим количеством людей, что существенно замедляло работу - ЛВС позволила использовать дисковые ресурсы разных компьютеров, что сделало возможным работу одновременно большого количества людей, а разделяемые принтеры избавили от необходимости в использовании дискет, на что уходила основная масса времени.
На данном этапе не все из поставленных задач уже достигнуты - есть объективные и субъективные трудности:
На настоящий момент средства связи не позволяют иметь каждому пользователю ЛВС качественный выход в глобальные сети, однако на школьном локальном сервере сымитирована структура глобальной сети с возможностью создания и редактирования Web-страничек, что позволяет осваивать технологии работы с глобальными сетями.
Проблема недостатка рабочих станций решается посредствам составления гибкого расписания работы кабинета информатики. Однако такой подход не решает полностью данной проблемы, в следствие чего необходимость в рабочих станциях до сих пор ощущается достаточно остро.
На настоящий момент недостаток современной техники ограничивает нас в создании по-настоящему сетевых баз данных с клиент-серверной технологией, создание таких баз мы видим: как одну из задач ближайшего будущего.
Программная несовместимость Macintosh и IВM пока не позволяет нам создать ряд баз данных и библиотек - учителя и технические работники школы обеспечены в основном компьютерами IBM, тогда как у учащихся есть возможность работать в основном на Macintosh. По этой причине, до сих пор не используются база медицинских карт учащихся, журнал успеваемости, база финансовых средств школы. Выход из создавшегося положения мы видим в переходе на технологии глобальных сетей, безразличных к типу подсоединенных компьютеров.
Мы надеемся, что ряд методических и практических занятий по современным информационным технологиями, которые проводятся с нашими сотрудниками покажут все преимущества, которые предоставляют им компьютеры и ЛВС и помогут преодолеть трудности при работе с ними.
С помощью информатизации образовательного пространства, школа расширяет поле активности, самореализации и самоорганизации учащихся, учителей и администрации.