Лебедев В.В., Кушнир М.Э., Гимназия 45 г. Москвы, 2001
В школе 45 курс информатики и информационных технологий (ИТ) ориентирован на подготовку грамотных пользователей компьютеров. Мы стараемся познакомить учащихся с как можно более широким кругом современных ИТ. Одно из первых направлений– технологии работы с текстовой информацией.
Текстовую информацию, представляющую из себя законченную мысль автора будем называть “документ”.
Таким образом, главная задача документа – обеспечить правильное и, по возможности, быстрое понимание читателем мысли автора. Ее этой задачи состоит из двух частей: построение содержания документа и оформления.
Качество содержания зависит от вразумительности изложения автором своих соображений. Эти навыки оттачиваются, в идеале, на всех предметах, в частности, в курсах словесности. Насколько методически выверено это происходит – обсуждать специалистам в этих областях. Связность изложения зависит от логичности построения содержания, что выводит на структуру документа.
В большинстве курсов неявно предлагают способы структуризации материала, предъявляя определенные требования к оформлению документов (сочинения, решения задачи, диаграммы). Например, в математике-физике требуют определенную форму записи “дано-найти-решение-ответ”, в литературе – “введение-развитие сюжета-кульминация-эпилог” и т.п. Неявность заключается в том, что само понятие структуры документа, как правило, не фигурирует, а формируется на подсознательном уровне при оформлении документа по декларируемым правилам.
Таким образом, типичный путь познания структуры в современной школе осуществляется через форму, причем, часто подсознательно.
С одной стороны, это неплохо (авторы всерьез обсуждают идею обучения с использованием подсознания и некоторые элементы своего курса пытаются сознательно формировать именно таким образом, но это тема отдельной дискуссии); с другой стороны, неосознанные правила оформления подчас вызывают раздражение у учащихся и долго не воспринимаются как самостоятельный и важный навык познания.
Мы решили пойти в обратном направлении, от понимания структуры к форме.
В результате нам пришлось в курсе информатики и ИТ специально уделить внимание осознанию понятиям “структура документа” и “структурные элементы”. Для закрепления материала учащимся предлагается проектное задание совместно с преподавателем другого предмета. При этом содержательная часть засчитывается на том предмете, грамотность использования ИТ – у нас, а струтрура - в обоих предметах.
Планируя изучение ИТ в школе 45, мы вышли на 3-уровневую схему. В отношении работы с текстом мы сформировали следующие блоки.
1-й уровень предполагает знакомство с клавиатурой, навыки вставки, исправления и удаления фрагментов текста. Этот уровень изучается в начальном звене.
2-й уровень предполагает представление о структуре текстового документа и первичные навыки форматирования абзацев и символов, переноса фрагментов текста, вставки графики в текстовый документ, знание основных структурных тегов языка разметки HTML. Этот уровень изучается в 5 классе. Обращаем внимание, что тема “структура текста” фигурирует и в курсе русского языка 5 класса. Нам удалось согласовать сроки с коллегой.
3-й уровень предполагает овладение всеми основными навыками стилевого оформления документа в текстовом редакторе и средствами HTML. Этот уровень изучается в 8 классе.
В связи с переходом на эту схему в прошедшем учебном году 8 класс изучал сразу 2-й и 3-й уровни, а 5 – 6 классы изучали только 2-й уровень. Так как не во всех школах ИТ изучаются на протяжении всех лет обучения, мы решили изложить опыт преподавания в 8 классе.
В.Д. Паронджанов в книге “Как улучшить работу ума” провозгласил тезис, что форма может быть “научной”. Под научной формой он понимает такое оформление документа, которое обеспечивает наиболее эффективную работу с документом. Это возможно только при знании современных приемов оформления различных документов и понимания их структуры.
На первом этапе мы обсуждаем понятие структуры вообще и структуры текстового документа, в частности. На этом этапе важно понимание того, что у любого документа она есть. (При наличии времени и желания можно ее выявить в каких-нибудь экзотических произведениях искусства.) В качестве упражнения учащимся предлагается неформатированный текст со структурой средней сложности (до 4 уровней вложенности подразделов). Они должны выявить смысловые блоки информации и описать полученную структуру схематически.
На втором этапе изучаются основные структурные элементы текстовых документов и формируется понимание того, что одинаковые структурные элементы текстового документа должны быть одинаково оформлены.
На третьем этапе изучаются способы форматирования текста в текстовом редакторе.
Особенно важный элемент – понятие стиля (описания внешнего представления текста, как набора свойств текста). Учащиеся закрепляют полученный материал, оформляя в текстовом редакторе с использованием стилей пример, с которого они начали изучение темы. Перед началом работы за компьютером они должны представить стилевую разработку различных структурных элементов теста на бумаге в виде таблицы “элемент-стиль”.
К этому моменту предполагается, что у учащихся готова содержательная часть проектного задания, и они начинают оформлять его.
Незадолго до окончания оформления проектной работы в текстовом редакторе учащихся знакомят с основами языков разметки (HTML) и таблицы стилей (CSS). Соединение двух технологий работы с текстом (текстовый редактор и язык разметки) позволяет закрепить понятие структуры документа и облегчить изучение языков создания web-страниц. Опыт показал, что при такой связке язык разметки осваивается слету.
Хотим особо отметить, что web-страницы наши учащиеся создают в примитивных текстовых редакторах, т.к. это позволяет более ощутимо почувствовать неразрывную связь содержания и формы.
Для закрепления знания языка разметки учащиеся переоформляют свои проектные работы в виде связанных web-страниц, часть из которых публикуется на школьном сайте
В связи с формированием новой структуры изучения ИТ, в прошедшем году почти все среднее звено осваивало связку “текстовый редактор-HTML”, опирающуюся на понятие структуры текста. Мы остались довольны результатами и считаем, что идея себя оправдала. Очень полезной оказалась и объединенная конференция потока 8-х классов по итогам проектной деятельности. Она дала и навыки презентации, и стимул для более ответственного отношения к проектной деятельности.
Краткие отчеты об обеих конференциях и несколько типичных работ можно увидеть на школьном сайте (ссылки в разделе “Творчество” и в архиве новостей за 2000/01 учебный год).
Кроме того, в конце учебного года в рамках программы международного бакалавриата проводился день междисциплинарного проекта, на котором для 8-х классов была выбрана тема “структура”. Таким образом, то, над чем мы работали в течение всего года, оказалось закреплено и в других дисциплинах.