Коллективно и личностно ориентированные подходы
к работе педагогического коллектива
В. Лебедев, 1998
Введение
Важно не путать подход к педагогике с подходом к работе педагогического коллектива, так как коллективно-ориентированный подход к педагогике подразумевает достижение педагогических целей посредством формирования коллектива и использование его, как инструмента для развития личности ребенка. А личностно-ориентированный подход подразумевает создание субъект - субъектных отношений между ребенком и взрослым, учет его индивидуальных особенностей.
Однако далее речь пойдет о подходах именно к работе педагогического коллектива, а не к педагогике, как к таковой.
Коллективно-ориентированный подход основан на создании коллективом педагогов некой педагогической ситуации, которая предоставляет ребенку право выбора своих действий в данной ситуации. Соответственно ситуация должна строиться таким образом, чтобы наиболее вероятные варианты выбора ребенка способствовали достижению одной из педагогических целей.
Личностно-ориентированный подход основан на передаче личностного опыта педагога ребенку. Формирование у ребенка жизненных принципов, форм поведения и взглядов на основе уважения ребенка к педагогу, его личного примера.
Для адекватного выбора (или синтеза) подхода необходимо провести сравнительную характеристику данных подходов.
Сравнение вышеизложенных подходов
Достоинства коллективно-ориентированного подхода
- Педагогическую ситуацию проще создать коллективными усилиями, а не в одиночку.
- Наличие взаимного контроля действий педагогов.
- Развитие педагогов за счет сменяемости кадров и передачи опыта старших младшим (посредствам вливания в готовую систему педагогических ситуаций).
- Безболезненная смена руководства, педагогического состава, уход отдельных педагогов.
- Более качественный, по сравнению с личностно-ориентированным подходом, учет индивидуальных особенностей ребенка.
- Формирование потребностей ребенка, его жизненных принципов, форм поведения и взглядов не ассоциировано с конкретной ситуацией (личностью), и проецируется на весь окружающий мир.
Недостатки коллективно-ориентированного подхода
- Менее быстрое достижение результатов, по сравнению с личностно-ориентированным подходом.
- Необходимость высокой квалификации педагогов при формировании педагогических ситуаций.
- Отсутствие учета индивидуальных особенностей ребенка при формировании педагогической ситуации, направленной на коллектив ребят. Большие затраты жизненно-временных ресурсов при формировании ситуации, направленной на конкретного индивида (Однако данные затраты меньше, чем при личностно-ориентированной педагогике).
- Необходимость существования сплоченного коллектива педагогов - единомышленников, четко осознающих роль каждого из них и коллектива в целом.
Достоинства личностно-ориентированного подхода.
- Более быстрое достижение результатов, по сравнению с коллективно-ориентированной педагогикой.
- Более глубокое понимание и доверие среди детей, между ребенком и педагогом, по сравнению с коллективно-ориентированной педагогикой.
Недостатки личностно-ориентированного подхода
- Велика степень ошибки педагога, так как отсутствует внешний контроль.
- Формирование потребностей ребенка, его жизненных принципов, форм поведения и взглядов зависит только от нравственности и компетентности конкретного педагога.
- Ассоциативная связь модели поведения, а также взглядов и принципов ребенка с личностью педагога (не проецируется на окружающий мир).
- При смене обстановки, велика вероятность возникновения моральных травм у ребенка. Малая адаптивная способность ребенка в окружающем мире.
- Велика вероятность возникновения моральных травм у ребенка при смене педагога.
- Велика вероятность смены форм поведения, взглядов и принципов в отсутствие педагога.
- Создание педагогических ситуаций требует от педагога высокой квалификации и повышенных затрат жизненно-временных ресурсов.
Произведя сравнительный анализ вышеизложенных подходов, не трудно увидеть, что традиционный личностно-ориентированный подход к работе педагогического коллектива менее эффективен, чем коллективно-ориентированный.