В. Лебедев, 2000
Самоуправление нельзя вводить, его можно постепенно взращивать.
На первичном этапе следует остановиться на 5-7 классах, как на подрастающем поколении, которое, став старшеклассниками, распространит опыт самоуправления на всю школу. В 1999/2000 уч. году все предпосылки для этого имеются. В 5-х классах уже постепенно вводится система дежурных командиров, 7 классы по прошлым годам, привыкли к основным формам работы, необходимым для успешного самоуправления: работа по анализу и рефлексии в кругу, деление на пятерки, система дежурных командиров, система ЧТП.
Самоуправление - есть совокупность прав и обязанностей ребенка, которые он согласился на себя принять.
Наложение каких-либо обязанностей возможно только при условии предоставления прав. Права и обязанности - есть взаимовытекающие вещи - если дается право, то накладывается обязанность, накладывается обязанность - должно предоставить права. К примеру, право проводить дискотеку накладывает обязанность оставить помещение убранным.
На первичном этапе неизбежны ошибки в понимании взаимосвязи прав и обязанностей детьми, и здесь важно грамотно проводить разъяснительную работу и терпимо относиться к издержкам чрезмерных свобод. Примечание: невозможно насильно предоставить право (и соответственно наложить обязанность), поэтому требования, предъявляемые к ребенку должны быть адекватны его реальным потребностям.
Самоуправление должно быть потребностью ребенка.
А эту потребность необходимо воспитывать (метод разъяснения здесь не поможет). Воспитание потребности в самоуправлении заключается в создании таких педагогических ситуаций, выбор в которых способствовал осознанию ребенком его, как хозяина школы (со всеми вытекающими отсюда последствиями).
Наиболее сильная реакция на происходящее у сверстников или других детей.
Этот фактор необходимо не только учитывать, но и повсеместно использовать. Совместно с естественной потребностью ребенка в коммуникациях это создает прекрасную возможность педагогам в создании педагогических ситуаций, в которых отрицательную реакцию на нежелательные поступки ребенок получает от детского коллектива, а не от взрослого.
Педагог - это помощник ребенка, а не его руководитель (и, тем более, не надсмотрщик).
Осознано и принято бывает только то, что человек проделал и осознал самостоятельно, в связи с этим у педагога достаточно сложная задача: с одной стороны корректировать деятельность ребенка, с другой стороны делать это незаметно, это возможно, если педагоги работают как единый коллектив, который создает педагогические ситуации для самоопределения ребенка (в частном случае ребенок сам идет к педагогу за помощью и советом). Влияние на ребенка в отдельности и на детский коллектив должно быть опосредовано, а не на прямую (примером опосредованного влияния может стать последующий анализ дела, или отказ преподавателя заниматься в грязном классе, или статья в газету и т.д.)
Возможность ошибаться - основной стержень самоуправления.
Почувствовать себя хозяином в школе можно имея ряд свобод, адекватное использование свободы - достаточно тяжелая задача, решению которой и призваны помочь педагоги. Педагогический подход состоит не в запрещении свобод, а в реакции на ее использование.
Самоуправление, как элемент воспитания, важно не меньше, чем учебная деятельность.
Образование целостной личности состоит не в накоплении ребенком набора знаний, а в совокупности элементов взаимосвязанных между собой, вследствие этого нельзя жертвовать воспитанием ради изучения предметов, и наоборот.